История McLaren
 

Главная

Новости

Чемпионат 2002

Фотогалерея

Предсезонные Тесты

Информация
Факты
Цитаты
Победы
Поул-позиции
Быстрые круги

Команда
Персонал
Шасси

История
Команда
Пилоты

Автомобили

Обзоры
Статьи
Интервью

Пресс-релизы

"Макларен" в "Кан-Ам"


Гостевая книга

Форум

Чат

Поиск

Начало    годы80-ые

1970 год.

Модель шасси: М7А, М7С, М7D, М14А, М14D

Двигатель: «Форд» DFV и «Аль фа Ромео» V8 (М7D и M14D)

Пилоты: Брюс Макларен (М14А),

Денис Хьюльм (М14А),

Джон Сартис (Команда «Сартис» М7С),

Питер Гетхин (М7А и М14А),

Андреа де Адамич (М7D и М14D),

Дэн Гарни (М7А и М14А),

Джо Боннье (Команда «Боннье» М7С),

Нанни Галли (М7D).

Гибель Брюса Макларена во время испытания новейшей модели для «Кан-Ама» в Гудвуде, как это ни странно, не смогло омрачить весь сезон. Он обещал быть напряженным. И не только из-за программы в «Формуле-1» по усилению болида М14А последним двигателем «Форд», но также благодаря параллельной программе использования двигателя «Альфа-Ромео» на модели М14D, предназначенной для Андреа де Адамича. Была еще и программа в «Кан-Аме», но вершиной всего стало решение Макларена, принятое им еще годом раньше, попробовать свои силы в «Инди-500». Команда, которая уже насчитывала 50 человек, переехала в новое владение в Колнбруке (недалеко от Хитроу). Хьюльм финишировал вторым в стартовом гран-при сезона, а Макларен – на том же месте на втором этапе. Хьюльм пришел к финишу четвертым в Монако, и, несмотря на то, что проект с «Альфа Ромео» терпел крушение из-за слабых двигателей, все складывалось замечательно.

Но затем Хьюльм сильно обгорел, попав в аварию на практике в «Инди», а Макларен погиб. Это было жестоким ударом. Хьюльм, взявший на себя роль лидера команды, вернулся в гонки слишком рано, и понадобилось еще некоторое время, чтобы его ожоги зажили полностью. Его партнером по команде в «Формуле-1» и «Кан-Аме» стал Питер Гетхин, который снова блистал в «Формуле-5000». Но в том сезоне, где «Лотус» по ходу дела заменил свою 49-ю модель на 72-ю, а «Феррари» начала свое возвращение на вершину, никого не удивило, что «Макларен» не выиграл ни одной гонки и остался на 4-м месте в чемпионате. Тем не менее, Хьюльм стал опять чемпионом в «Кан-Аме», опередив Лотара Мотшенбахера на клиентском «Макларене» и Гетхина, ставшего третьим. Петер Ревсон финишировал вторым в «Инди».

Результаты:

Чемпионат пилотов: Хьюльм – 27 очков, 4-е место;

                                    Макларен – 6 очков, 14-е место;

                                    Сартис – 3 очка, 17-е место;

                                    Гарни и Гетхин – 1 очко, 22-е место.

Кубок конструкторов – 35 очков, 4-е место.

 

1971 год.

Модель шасси: М7С, М14А и М19А

Двигатель: «Форд» DFV

Пилоты: Денис Хьюльм,

               Питер Гетхин,

               Джо Боннье (Команда «Боннье» М7С),

               Жаки Оливье,

               Марк Донохью («Пенске-Уайт Рейсинг» М19А),

               Дэвид Хоббс («Пенске-Уайт Рейсинг» М19А).

Не удивительно, что в начавшемся сезоне 1971-го года команда находилась в процессе реорганизации. Гордон Коппак занялся проектированием автомобиля для «Индикара», в то время как Ральф Беллами объединился на год с Брэбхемом, чтобы создать заводскую модель для «Формулы-1» М19А. Ее характерной чертой была скоростная подвеска, которая сначала считалась хорошей идеей. Между тем, управление командой перешло в руки Фила Керра и американца Тедди Майера, которые оба были правой рукой Брюса Макларена в различных начинаниях. В первой гонке сезона в Кьялами Хьюльм лидировал, пока от задней подвески его автомобиля не отвалился болт, а затем, по ходу сезона, команде было трудно погасить вибрации и недостатки управляемости болида. Главная беда была в том, что коллектив потерял Брюса Макларена с его инженерным талантом. Марк Донохью, помимо работы в «Пенске», стал трудиться над изучением и решением проблем болидов «Макларена», попутно переманив в команду Гетхина, который в том году выиграл гран-при Италии на БРМ.

Третье место Донохью в Канаде стало высшим достижением команды в том сезоне, где доминировал Джеки Стьюарт на «Тиррелле». «Макларен» набрал всего десять очков, четыре из которых приходилось на долю Донохью. Но ему снова удалось победить в серии «Кан-Ам», где Хьюльм опередил американца Ревсона, который опять стал вторым в «Инди».

Результаты:

Чемпионат пилотов: Хьюльм – 9 очков, 9-е место;

                                   Донохью – 4 очка, 16-е место.

Кубок конструкторов – 10 очков, 6-е место.

 

1972 год.

Модель шасси: М19А и М19С.

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Денис Хьюльм,

      Питер Ревсон,

      Брайан Редман,

      Джоди Шектер.

Воскресение 19 мая 1972 г. можно считать днем подвигов «Макларена». В тот выходной Хьюльм выиграл «Золотой кубок Уолтонпарка» на автомобиле «Формулы-1» М19А, Джоди Шектер победил в последней гонке «Кристалл Пэлас» в «Формуле-2», для которой «Макларен» все еще продолжал строить болиды, а Марк Донохью, выступая за команду «Пенске Рейсинг», пришел первым в «Инди-500» на М16В. Прекрасные выходные! Но в итоге, в том году, после пяти побед подряд, «Макларен» был наконец побежден в чемпионате «Кан-Ама», а его участие в «Формуле-5000» значительно уменьшилось.

Но все же началась новая эра. Команда имела длительную спонсорскую поддержку от «Ярдли» и выступала на прошлогодней модели М19, но с измененными крыльями и шинами. На ней теперь стояла скоростная передняя подвеска и стационарная задняя.

Сезон начался хорошо: Хьюльм был вторым в Аргентине и победил в Южной Африке, где Ревсон пришел третьим. Но Эмерсон Фиттипальди и Джеки Стьюарт убедили всех в своем превосходстве над другими гонщиками, хотя Хьюльм и Ревсон финишировали вторым и третьим в Австрии, Хьюльм был третьим в Италии, Ревсон опередил Хьюльма, но проиграл Стьюарту в Канаде, и, наконец, Хьюльм стал третьим в США. Фиттипальди выиграл чемпионский титул у Стьюарта, а Хьюльм был определенно лучшим из остальных пилотов, став третьим; Ревсон закончил сезон пятым. После успеха в «Формуле-2», Джоди Шектеру позволили дебютировать в «Формуле-1» на американском гран-при, где он финишировал на девятом месте.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Хьюльм – 39 очков, 3-е место;

                                    Ревсон – 23 очка, 5-е место;

                                    Редман – 4 очка, 12-е место.

Кубок конструкторов – 47 очков, 3-е место.

 

1973 год.

Модель шасси: М19С и М23

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Денис Хьюльм,

     Питер Ревсон,

     Джоди Шектер,

     Жаки Икс.

В конце предыдущего сезона Тедди Майер и Фил Керр объявили, что «Макларен» больше не будет выступать в «Кан-Аме», так как хочет сконцентрироваться на гонках «Формулы-1» и «Индикара». Изменение регламента означало, что ветеран М19 стал слишком устаревшим для Европейского сезона, но Хьюльм финишировал на нем пятым в Аргентине, а в Бразилии стал третьим, в то время как Ревсон был вторым в Южной Африке, где Шектер квалифицировался третьим и четверть гонки лидировал, пока у него не сгорел мотор.

Такие результаты казались недостаточными, но здесь в истории «Макларена» появляется новая веха: Гордон Коппак построил М23, на котором уже в его дебютной гонке в Южной Америке Денни Хьюльм стартовал с поул-позиции, опять же лидировал, но затем потерял много времени из-за прокола. Однако, автомобиль выглядел хорошо.

И он на самом деле был очень хорошим. М23 обычно стартовал не дальше первых трех рядов и, как правило, финишировал в очках. Хьюльм одержал первую победу сезона в Андерсторпе, а Ревсон первенствовал на Сильверстоуне, в гонке, которая навсегда осталась в памяти любителей «Формулы-1» из-за молодого Шектера, т.к. авария, устроенная им на первом круге, выбила сразу девять машин. Хьюльм тогда был третьим.

Стьюарт и Петерсон часто праздновали победы, но «Макларен» регулярно набирал очки. Жаки Икс принял участие только в одной гонке, благодаря его знанию Нюрбургринга, и финишировал третьим вслед за двумя «Тирреллами». Ревсон в итоге еще раз поднялся на высшую ступень подиума после сумасшедшего гран-при Канады, однако, несмотря на многообещающий сезон, оба пилота команды отдали первенство в чемпионате гонщикам из «Тиррелла» и «Лотуса», как, впрочем, и в Кубке конструкторов.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Ревсон – 38 очков, 5-е место;

           Хьюльм – 29 очков, 6-е место;

           Икс – 12 очков (8 – за «Феррари»), 9-е место.

Кубок конструкторов - 58 очков, 3-е место.

 

1974 год

Модель шасси: М23

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Эмерсон Фиттипальди (Команда «Мальборо Тексако»);

                      Денис Хьюльм (Команда «Мальборо Тексако»);

    Майк Хейлвуд (Команда «Ярдли Макларен»);

    Дэвид Чарльтон (Команда «Скрибанте Лаки Страйк»);

    Дэвид Хоббс (Команда «Ярдли Макларен»);

    Йохен Масс (Команда «Ярдли Макларен»)

Началась новая эра для «Макларена» и сотрудничество, которое продлится многие годы: родилась команда «Мальборо Тексако», управляемая Тедди Майером. В то же время Фил Керр руководил командой «Ярдли», обладавшей только одним автомобилем, за рулем которого, как правило, находился Майк Хейлвуд. Лидером «Макларена» стал чемпион мира 1972 г. Эмерсон Фиттипальди, а неувядающий Денни Хьюльм проводил за команду седьмой и последний сезон.

Это был захватывающий чемпионат. Хьюльм выиграл в Аргентине, опередив «Феррари» Ники Лауды и Клея Регаццони. Фиттипальди победил у себя дома в Бразилии, а затем Хейлвуд достиг своего наилучшего результата, финишировав на гран-при Южной Африки третьим. Следующие четыре гонки выиграли Лауда, Фиттипальди, Петерсон («Лотус») и Шектер («Тиррелл»), и это было только начало. Так же побеждали Регаццони и Ройтеманн («Брэбхем»).

Перед решающей гонкой чемпионата в Уоткинс-Глене у «Макларена» было 70 очков, у «Феррари» – 64, но в первенстве пилотов Фиттипальди и Регаццони имели по 52 очка. Математический шанс на победу с 45-ю очками сохранял и Шектер. Он квалифицировался лучше остальных претендентов – на третьем ряду; Фиттипальди стоял сразу за ним, а Регаццони – на один ряд дальше. У Хьюльма на пятом круге взорвался двигатель, и он покинул гонку и «Формулу-1», не добравшись до финиша. Видя, как ужасно ведет свою «Феррари» Регаццони, Фиттипальди понимал, что должен приклеиться тенью к Шектеру и не отпускать его до клетчатого флага. Однако «Тиррелл» пал жертвой проблем с подачей топлива и Фиттипальди, финишировав четвертым, выиграл и титул Чемпиона мира, и Кубок конструкторов – великий день для «Макларена»!

К сожалению, команда «Ярдли» не смогла выступить так же хорошо, поскольку Хейлвуд разбился на Нюрбургринге и сломал ногу, что стало концом его карьеры. Дэвид Хоббс и Йохен Масс заменяли его, но в конце года Хейлвуд покинул гонки окончательно, спонсор «Ярдли» ушел из «Формулы», а Фил Керр последовал за Хьюльмом домой, в Новую Зеландию.

Джонни Разерфорд, проведя свой лучший сезон, сумел привести «Макларен» М16 С/D к победе в “Инди-500”, стартовав там с 25-го места. В том году ему удалось выиграть еще три гонки «Индикара», и совсем чуть-чуть не хватило, чтобы стать Чемпионом серии.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Фиттипальди – 55 очков, Чемпион мира;

            Хьюльм – 32 очка, 7-е место;

            Хейлвуд – 12 очков, 10-е место.

Кубок конструкторов: 73 очка, 1-е место.

 

1975 год

Модель шасси: М23

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Эмерсон Фиттипальди;

               Йохен Масс;

               Дэйв Чарльтон (Команда «Лаки Страйк рейсинг)

После победного сезона Пэт Макларен, Тедди Майер и Тайлер Александер остались директорами «Макларена», но гоночной командой в «Формуле-1» стал руководить Алестер Калдвелл. Еще одним незаменимым человеком был Гордон Коппак, начинавший работать третий год. При этом у Фиттипальди появился новый партнер – Йохен Масс.

Фиттипальди начал сезон с победы в Аргентине, опередив Джеймса Ханта на «Хескете», и с финиша на втором месте дома в Бразилии, уступив Карлосу Пасе («Брэбхем»); там же Масс приехал третьим. Масс вырвал победу в драматической гонке в Монтжуике, однако затем заблистал Ники Лауда на «Феррари», выигравший четыре гонки из следующих пяти. Пилоты «Макларена» добились за это время лишь второго места в Монако (Фиттипальди) и, после серии сходов, третьего и четвертого результата во Франции. Далее Фиттипальди победил в Сильверстоуне, Масс стал четвертым на дождевом австрийском гран-при, Фиттипальди пришел вторым вслед за Регаццони в Монце, а затем уступил в Уоткинс-Глене победителю Лауде, финишировав впереди пришедшего третьим Йохена.

Создавалось впечатление, что Фиттипальди ездил для того, чтобы набирать очки. В большинстве гонок он шел шестым, а в итоге проиграл Лауде 19,5 очков в Чемпионате пилотов. Масс занял седьмое место, а «Макларен» остался третьим, уступив одно очко «Брэбхему». Возможно, команда могла бы выступить и лучше, но М23 был уже устаревшим автомобилем.

В «Инди» Джони Разерфорд финишировал в укороченной дождевой гонке вторым, управляя болидом М16Е Коппака, который был модернизирован Джоном Барнардом.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Фиттипальди – 45 очков, 2-е место.

                                    Масс – 20 очков, 7-е место.

Кубок конструкторов: 53 очка, 3-е место.

 

1976 год

Модель шасси: М23 и М26

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Джеймс Хант;

               Йохен Масс.

В 1976 г. Джеймс Хант заменил Эмерсона Фиттипальди, и тому нашлось две причины. Во-первых, команда «Хескет», за которую выступал Хант, ушла из «Формулы-1» из-за недостатка спонсорской поддержки. Во-вторых, Фиттипальди перешел в команду своего брата Уилсона. Неожиданно Хант стал лидером «Макларена», а Масс остался его напарником.

В течение всего года Коппак строил М26, но новый болид так и не удалось подготовить, зато ветеран М23, облегченный на 13,6 кг, стал самой удачной машиной сезона.

А каков был сезон! «Феррари» выиграла первые три гонки, Хант – четвертую, в которой он сперва был дисквалифицирован, а затем его результат все же оставили в силе. Однако, Лауда победил в следующих двух гран-при, но Хант первенствовал во Франции, а затем – в Англии, где его опять дисквалифицировали, хотя он провел выдающуюся гонку, в которой вынужден был повторно стартовать на запасной машине. Хант победил и в Германии, но его главный соперник Лауда сильно пострадал от ожогов в результате ужасной аварии. После того, как Хант приехал четвертым в Австрии и одержал победу в Голландии, Лауда, совсем недавно находившийся на волоске от смерти, вернулся в Монце, где мужественно финишировал четвертым. Победы Ханта в Канаде и в Уоткинс-Глене привели к тому, что перед последней гонкой сезона, наполненного протестами и ссорами, он отставал от Лауды на три очка. На гран-при Японии в Фуджи, к тому моменту, как автомобили выстроились на старте, пошел сильный дождь, и пилоты принялись обсуждать: должны ли они соревноваться в таких условиях, или нет? После первого круга Хант лидировал, а Лауда заехал на пит-стоп. У австрийца возникли трудности со зрением в дождь, поскольку ожог уничтожил его брови. С огромным разочарованием он вынужден был прекратить борьбу. Ханту же надо было прийти к финишу третьим или выше. Он проколол заднюю левую покрышку, но после пит-стопа опять ринулся на трассу. Однако, к своему ужасу он обнаружил, что идет пятым всего за три круга до финиша. Но на новых шинах ему легко удалось обогнать Алана Джонса и Регаццони и стать третьим. Он пересек линию финиша под клетчатым флагом, но, не осознавая, что он все же третий, отказывался верить в это еще несколько минут после возвращения в боксы. Джеймс Хант стал Чемпионом мира с отрывом всего в одно очко, Йохен Масс остался девятым, а «Макларен» занял второе место в Кубке конструкторов, уступив девять очков «Феррари».

Еще стоит добавить, что Джонни Разерфорд выиграл в том году «Инди-500» для «Макларена»; второй раз за последние три года. Именно те годы стали наиболее удачными для «Макларена» в «Инди».

Результаты:

Чемпионат пилотов: Хант – 69 очков. Чемпион мира;

                                    Масс – 19 очков, 9-е место.

Кубок конструкторов: 74 очка, 2-е место.

 

1977 год.

Модель шасси: М23 и М26

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Джеймс Хант;

      Йохен Масс;

      Эмилио де Виллота (команда «Иберия эйрлайнс» М23);

      Бретт Лангер (команда «Честерфилд рейсинг» М23);

      Жилль Вильнев (М23);

      Бруно Джиакомелли (М23).

Крохотный перерыв всего в 75 дней между концом одного сезона и началом следующего означал то, что «Макларен» очевидно будет использовать в 1977 г. модель М23, пока Коппак работает над М26. И сначала все складывалось хорошо. Хант выиграл две поул-позиции: сначала в Аргентине, а потом в Бразилии, где ему удалось финишировать вторым. В Южной Африке он снова стоял на первом стартовом месте, но на финише был лишь четвертым, опередив своего напарника Йохена Масса. Однако уже в Лонг-Бич он квалифицировался только восьмым, а в Испании также стартовал с четвертого ряда; в обеих гонках Масс финишировал лучшего его. В Андесторпе Ханту удалось на М26 занять третье место на стартовой решетке, но Масс сумел приехать вторым, уступив Лаффиту. Иногда лучше смотрелся болид М23, иногда – М26. Позже Хант одержал свою первую победу в сезоне на домашней трассе. Тем временем Лауда, Лаффит и Андретти считались основными претендентами на победу.

Вплоть до Монцы «Макларен» вообще не набирал очков. В Италии, несмотря на поул-позицию Ханта, лучше выступил Масс, пришедший к финишу четвертым, зато Хант победил в Уоткинс-Глене на улучшенной модели М26. В Канаде на него посыпались проклятья из-за того, что он избил маршала, а в Японии к нему опять вернулась слава, поскольку он пересек финишную черту первым. Но Лауда все-таки взял реванш, а Хант и Масс закончили чемпионат на 5-м и 6-м местах. В Кубке конструкторов «Макларен» стал третьим.

За океаном «Макларен» снова выступал с Джонни Разерфордом за рулем, а также и с другими клиентами в серии «Индикар», но уже не так успешно, как раньше.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Хант – 40 очков, 5-е место;

                                    Масс – 25 очков, 6-е место.

Кубок конструкторов: 65 очков, 3-е место.

 

1978 год.

Модель шасси: М26 и М23 (выступал Лангер)

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Джеймс Хант;

      Патрик Тамбэ;

      Бретт Лангер (команда «B&S Фабрикейшен» М23 и М26);

      Бруно Джиакомелли (М26);

      Эмилио де Виллота (команда «Центро Асегуредор Ф-1» М23);

      Тони Триммер (команда «Мельхестер Рейсинг» М23);

      Нельсон Пике (команда «B&S Фабрикейшен» М23 и М26).

В то время как «Формула-1» подверглась изменениям, у Ханта появился новый партнер по команде – Патрик Тамбэ. В прошлом сезоне «Рено» выпустило автомобиль с турбонаддувом, хотя это не стало главным техническим прорывом. Бывший конструктор «Макларена» Ральф Беллами и Колин Чэпмен построили «Лотус 78/79», оснащенный граунд-эффектом, и это было именно тем новшеством, из-за которого другие команды испытывали большие сложности в соперничестве с «Лотусом» в наступившем году.

Хант и Тамбэ в 1978 г. продолжали использовать М26, который значительно уступал «Лотусу». Но «Феррари» с моделью 312Т3 и «Брэбхем» с болидом ВТ46, усиленным мотором «Альфа Ромео, были, по сути, такими же «Лотусами».

Хант завоевал четвертое место на прошедшем испытания М26 в первой гонке в Аргентине, затем был пятым в Испании, а Тамбэ – четвертым в Швеции. На Поль-Рикаре Хант финишировал третьим, а Тамбэ в Монце – четвертым, но к концу сезона команда скатилась на восьмое место. Часть вины за это лежало на Ханте, поскольку казалось, что он больше не имеет той мотивации и того огня, что были у него раньше. Он покинул команду в тяжелый момент, и «Макларен» вел переговоры о следующем сезоне с Ронни Петерсоном, однако швед трагически погиб в результате аварии, случившейся на старте в Монце.

Тем временем старый проверенный болид М23 успешно выступал в чемпионате британской «Формулы-1» и появлялся в руках разных частных лиц во множестве гонок. В Америке Джонни Разерфорд продолжал добывать для «Макларена» победы в «Индикаре»; также были успехи и у других пилотов на клиентских машинах.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Хант и Тамбэ – по 8 очков, 13-е место.

Кубок конструкторов: 15 очков, 8-е место.

 

1979 год.

Модель шасси: М28, М26 и М29

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Джон Уотсон;

               Патрик Тамбэ.

Джон Уотсон был призван в «Макларен», чтобы заменить на 1979 г. Джеймса Ханта, а Гордон Коппак представил собственную копию прошлогоднего победоносного «Лотуса», оснащенного граунд-эффектом. Это была модель М28, но для того, чтобы получить такой же коэффициент граунд-эффекта, как у «Лотуса», пришлось прикрепить к автомобилю огромные бортовые отсеки, в которых поместили нижние крылья. Получился большой автомобиль, который оказался медленным на прямых и обладал к тому же конструкционными недостатками из-за проблем с креплением деталей.

М28 использовался в первой половине сезона, и Уотсон блестяще финишировал на нем третьим в Аргентине, частично благодаря замечательным шинам «Гудьир», которые позволили скрасить технические недостатки. В Монако из шести пилотов, пришедших к финишу, Уотсон был четвертым.

Тем не менее, уже первого мая было принято решение сделать новую, более компактную модификацию М28, названную М29. Как заметил Коппак, она была больше похожа на «Уильямс», чем на «Лотус». В первой же гонке на М29 в Британии Уотсон был четвертым, а в Хоккенхайме – пятым. Затем последовали шестые места в Канаде и Америке, на чем неудачный сезон завершился.

В это же время закончился гоночный сезон в Америке. В Штатах удалось одержать три победы, но конец года оказался неудачным. С тех пор «Макларен» стал выступать только в «Формуле-1». Однако, показался первый лучик, указавший на великое будущее. В ноябре команда испытывала временную версию болида М29 с новыми нижними крыльями. На тестах работали все возможные кандидаты в пилоты на следующий год, в том числе и некто Ален Прост. Его время на круге было быстрее, чем у Уотсона, и с ним был немедленно заключен контракт.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Уотсон – 15 очков, 9-е место.

Кубок конструкторов: 15 очков, 7-е место.

 

 

Сайт создан в системе uCoz