«Макларен» в кубке «Кан-Ама»

Гонки спортивных автомобилей стали очень популярными в Соединенных Штатах после Второй мировой  войны. Настолько популярными, что в 1966 г Клуб спортивных автомобилей Америки (SCCA) вместе с CASC (Клуб спортивных автомобилей Канады), основали гоночную серию «Кан-Ам» для спортивных автомобилей «Группы 7». Настоящий чемпионат «Кан-Ама» существовал с 1967 по 1974 год. Это было время, когда легендарные пилоты со всего света собирались на гоночных треках Северной Америки и соревновались на изумительно разукрашенных автомобилях-монстрах. Благодаря спонсорской поддержке «Джонсон Уакс», «Кан-Ам» стал самой высокооплачиваемой гоночной серией мира. Это означало, что элита мирового автоспорта сразу заинтересуется «Кан-Амом». Чемпионы мира в «Формуле-1» Джон Сартиз, Джоди Шектер, Джек Брэбхем, Грэхем Хилл, Фил Хилл, Денни Хьюльм, Джеки Стьюарт и Марио Андретти в то или иное время выступали в «Кан-Аме». Там же появлялись и победители «Инди-500»: Эй.Джи.Фойт, Марк Донохью и Парнелли Джонс (вместе с Андретти).

«Кан-Ам» требовал сверхсовременной инженерной мысли. Особое внимание было уделено аэродинамике, турбонаддуву и использованию таких материалов, как стекловолокно, алюминий и титан. Однако топливный кризис и повышение стоимости новых технологий положили конец прогрессу.

 Звездному уровню пилотов соответствовал и высочайший уровень почти всех автомобилей. «Лола». «Макларен», «Шедоу», «Чеперрел», «Феррари», «Порше», «БРМ», «Марч», «Форд» и «Шевроле» – все они строили шасси и (или) двигатели для гонок. Чемпионат «Кан-Ама» был классифицирован как «Группа 7» Международной федерацией автоспорта (FIA). Такие гонки имели очень незначительные ограничения регламента. (Через несколько лет ограничения были добавлены, но регламент оставался слишком «открытым»). Не были ограничены ни литраж двигателя, ни давление турбонаддува. Никаких ограничений на минимальный вес и на размер шин. Нет запретов на технические изобретения и применение материалов. (Использовались как классические монококи, так и шасси в виде сигар). Автомобили должны были иметь открытые кокпиты с двумя креслами и двумя боковыми дверями, но кузов был обтекаемым (без выдвинутых в стороны колес).

С течением времени гоночные технологии в «Кан-Аме» драматически менялись. Объем моторов доходил до 9-ти литров (550 кубических дюймов), а некоторые из них были к тому же усилены турбонаддувом. Чтобы удержать всю эту мощь на трассе (а вместе с ней и сами автомобили), использовались антикрылья и специальные устройства для всасывания воздуха. машины «Кан-Ама» были дикими болидами…

Когда сегодня нам приходится слышать имя «Макларен», то на ум приходит «Формула-1», или «Ле Ман», но в середине 60-х и начале 70-х годов каждый поклонник автоспорта сразу же подумал бы о «Кан-Аме». Новозеландец Брюс Макларен основал команду «Макларен» в середине 60-х годов. Его целью было выйграть чемпионат в «Формуле-1» на автомобиле собственной постройки. Но Брюс также выступал в американских соревнованиях спортивных машин, и, когда в 1966 г. появился «Кан-Ам» с его огромным по тогдашним меркам бюджетом, «Макларен» немедленно в него вступил.

В своем первом «канамовском» сезоне «Макларен» построил и использовал болид М1В с двигателем «Олдсмобиль», представлявшим собой шасси в виде сигары, которое было доработкой автомобиля М1А, появившегося годом раньше. На двух болидах выступали Брюс с его другом и соотечественником Крисом Эймоном. Брюс и Крис добились нескольких быстрейших кругов и лидировали в некоторых гонках, но лучшими результатами стали три вторых места. Так же клиентские шасси М1А и М1В использовали другие гонщики.

В 1967 г. «Макларен» перешел на шестилитровый мотор «Шевроле» V8 со стальными цилиндрами и на шасси М6А в виде алюминевого монокока. Эймона заменил другой новозеландец – Денни Хьюльм. Сезон 1967-го г. стал первым звеном в цепи пятилетнего превосходства команды в «Кан-Аме». Пять из шести гонок выйграли пилоты «Макларена». Три – Хьюльм, две и чемпионский титул – сам Макларен. На трассе появлялись также несколько частных «Макларенов» М1А и М1В (команда всегда продавала свои старые автомобили по завершению сезона), а также М1С (новый клиентский болид), но ни один из них не приблизился к достижениям заводских машин.

Болиды М1 и М6 имели овальный кузов, что считалось нормальным в то время, однако автомобиль «Макларена» 1968 г. внешне более походил на клин. Мотор «Шевроле» обладал литражом 427 кубических дюймов и аллюминивыми цилиндрами ZL-1. Алюминивый двигатель давал мощность 620-640 л.с. при 7000 оборотах в минуту, что на 100 л.с. превосходило прошлогоднюю версию. Автомобили «Макларена» выйграли все шесть гонок. Сама команда – четыре (три – Хьюльм и одну Макларен), Джон Кеннон победил на М1В и Марк Донохью на М6В. Чемпионом стал Хьюльм. Более половины автомобилей на стартовой решетке каждой гонки были «Макларенами». Дела команды шли успешно, благодаря и победам, и продаже клиентских машин. Одним из клиентов был Ден Гарни и его команда ААl («Все американские гонщики»). Их значительно переделанный болид М6В был известен под именем «Маклигл» – соединение «Макларена» и «Игла». Во время последеней гонки сезона в Лас Вегасе Денни Хьюльм стал первым человеком в «Кан-Аме», показавшим среднюю скорость на круге 120 миль в час. Такая скорость была великим достижением для 1968 г.

В 1969 г., из-за огромного превосходства Макларена и Хьюльма, серию «Кан-Ам» прозвали «Шоу Брюса и Денни». Чемпионат состоял из одиннадцати гонок, и «Макларен» выйграл их все: Денни шесть и Макларен пять вместе с чемпионским титулом. Оружием победы стал болид М8В – модификация М8А. Основным визуальным отличием двух автомобилей была замена доски заднего спойлера М8А на высокое антикрыло Чеперреля. Но было и нечто большее, чем водительское мастерство и преимущество в технологиях, позволившее победить во всех гонках 1969 г. В чем же состоял секрет «Макларена»? Они редко применяли «великие» изобретения, но они лучше всех других работали на испытаниях. Многие команды для первой гонки «Кан-Ама» представляли свои новейшие автомобили, не наездив на них ни одной мили. А «Макларен» дорабатывал свои болиды в межсезонье, чтобы после начала чемпионата концентрироваться на гонках. Вызывает большое изумление то, что другие команды не брали примера с «Макларена».

Последняя гонка 1969 г. проходила в Техасе на «Колледж стейшн». Трасса использовала часть гоночного образивного овала и часть обычной дороги. Впервые в «Кан-Аме» автомобили могли разгоняться до скорости 200 миль в час (на спусках овала), а болид Макларена превзошел результат в 210 миль. Автомобиль М12, продаваемый клиентам в 1969 г., имел шасси от М6В и кузов от М8А. Одним из тех клиентов была команда Джима Халла «Чеперрел». Их собственная модель 2Н оказалась не готовой к сезону, и они купили М12. «Чеперрел» значительно модифицировал заднюю часть кузова (изменил задний спойлер и разместил воздухозаборники по бокам), добавив их обычное высокое заднее антикрыло. Лучшими результатами не заводских «Макларенов» были вторые и третьи места Джорджа Итона (М12), Джона Сартиса («Чеперрел» М12) и Марио Андретти (М6В).

Перед началом сезона 1970 г. «Макларен» постигла страшная трагедия. Брюс Макларен погиб на испытаниях нового автомобиля для «Кан-Ама» М8D в английском Гудвуде. Но команда продолжала выступать с новым лидером Денни Хьюльмом и вторым пилотом Деном Гарни. Они ездили на М8D – эволюции М8В, но с пониженным антикрылом (согласно новым требованиям правил), установленным между двумя стабилизаторами на задней части кузова. За эти стабилизаторы автомобиль заработал прозвище «летучая мышь». Двигатель V8, собранный «Шевроле», обладал литражом 427 кубических дюймов и был выполнен из сплава алюминия и кремния. Этот сплав Рейнолдса был очень устойчив к износу и не нуждался в стальных вкладышах.

После победы в Моспорте и Сент-Джовите и девятого места в Уоткинс-Глене Ден Гарни был вынужден покинуть «Макларен» из-за конфликта со спонсором. (Спонсором «Макларена» был «Гульф Ойл», а у Гарни был личный спонсор – «Кастрол Ойл»). Его заменил Питер Гетхин, выйгравший одну гонку. Хьюльм же победил шесть раз и стал чемпионом. «Макларен» одержал девять побед в десяти гонках! Единственный проигранный старт случился в седьмой гонке сезона в Атланте. Этот проигрыш завершил удивительную серию из 19-ти побед подряд, одержанных командой, и 23-х побед подряд, завоеванных маркой «Макларен» за три сезона.

В 1970 г. клиентской машиной, предложенной «Маклареном», была М8С – доработка М12. Лучшим результатом частного гонщика стало второе место Лотара Мотшенбахера на бывшем командном М8В. Мотшенбахер также закончил вторым сезон 1970 г. в общем зачете по очкам.

В 1971 г. Хьюльм остался в «Макларене», а Гетхин был заменен Питером Ревсоном. Болид этого года М8F очень походил на М8D, но обладал более гладкими линиями. Стабилизаторы, державшие заднее антикрыло, отныне имели расширения (или края), которые увеличивали длину машины по обеим сторонам кузова. Эти края должны были помогать направлять воздушные потоки через кузов и антикрыло, а не по бокам корпуса. Аллюминивый мотор «Шевроле» V8 обладал объемом 495 кубических дюймов, мощностью 740 л.с. при 6400 оборотах в минуту. Позже «Макларен» использовал двигатели объемом в 480 и 510 дюймов.

Из 10-ти гонок Хьюльм выйграл три, а Ревсон – пять и с ними чемпионат – пятый подряд в «Кан-Аме». Мотшенбахер (М8D) снова стал лучшим из клиентских «Макларенов», финишировав пятым в общем зачете. В 1971 г. клиентский М8Е был улучшенным М8С. Некоторые команды, купив М8Е, приобрели также кузов от «летучей мыши» М8D и собрали М8E/D.

«Макларен» М20 стал совершенно новой разработкой для 1972 г. Внешний вид «летучей мыши» сохранился, но единственный воздухозаборник на носу заменил преждние два по бокам кузова. Между арками передних колес (старое место воздухозаборников) было закреплено антикрыло. Клиентам продавался М8FP (переделка М8F). В том сезоне «Макларен» соперничал с «Порше». Хьюльм выйграл только две гонки, а Ревсон – ни одной. Команде не удалось победить в чемпионате в шестой раз подряд. Единственную гонку на клиентском болиде М8F выйграл Франк Сиверт.

На решение о продолжении участии команды в «Кан-Аме» повлиял не только конец превосходства над другими. Затраты на эти гонки стали слишком высокими, к тому же «Макларен» желал уделять большее внимание «Формуле-1». В 1973 и 1974 гг. в «Кан-Аме» выступали только его старые клиентские болиды. Лучшим результатом 1973 г. стало второе место Дэвида Хоббса на М20. В последней гонке 1974 г., ставшей последней гонкой и для настоящего «Кан-Ама», победил Скутер Патрик на М20, а Джон Кордтс на М8F был вторым. Примечательно, что в последней гонке «Кан-Ама» первым был «Макларен».

Перевод с сайта www.primenet.com

Сайт создан в системе uCoz