История McLaren
Главная

Новости

Чемпионат 2002

Фотогалерея

Предсезонные Тесты

Информация
Факты
Цитаты
Победы
Поул-позиции
Быстрые круги

Команда
Персонал
Шасси

История
Команда
Пилоты

Автомобили

Обзоры
Статьи
Интервью

Пресс-релизы

"Макларен" в "Кан-Ам"


Гостевая книга

Форум

Чат

Поиск

годы 70-ые    годы 80-ые

(с официального сайта команды)

В переводе российского болельщика.

  Через несколько дней мы расскажем вам полную историю команды «Макларен», начиная от первого болида, который был построен Брюсом Маклареном для гонок гран-при и, заканчивая настоящим моментом. В первой части нашего повествования мы дойдем до 1970 года

Когда Брюс Макларен, которому было всего 33 года, погиб на тестах в Гудвуде, после него осталось богатое наследие, доставшееся всему автоспорту. Его команда была чрезвычайно удачливой в различных видах гонок; он был талантливым пилотом, прекрасным человеком, которого очень любили в спортивном мире.

Это наследие жило много лет. После смерти Макларена командой десять лет руководил Тедди Майер, затем ее возглавил Рон Деннис, и за последние двадцать лет «Макларен Интернешинал» достиг огромных успехов, которые бы по-достоинству оценил сам основатель.

Например, сотрудничество «Макларен» с «Мерседесом» стало как бы зеркальным отражением раннего партнерства команды с «Фордом». Еще одна параллель: Макларен расположил свою команду в Колнбруке, недалеко от аэропорта Хитроу, чтобы легче было отправляться на гран-при. В начале нового тысячелетия новый Парагон-центр «Макларен Интернешинал» на окраине Уокинга в графстве Суррей оснащен новым оборудованием для гонок и изготовления различных автомобильных конструкций.

Но все началось на другом конце света. Брюс Макларен родился в Окленде (Новая Зеландия) 30 августа 1937 года. Его отец Лесли содержал гараж и имел гоночный мотоцикл, на котором ездил после войны на автогонки.

У Брюса Макларена было необычное детство; когда ему было девять лет, он заразился болезнью Пирса, которая поражает ноги. После месяца в больнице, он провел три года в доме для детей-инвалидов. Доходило до того, что его ноги, закованные в гипс и зафиксированные на растяжке, оставались неподвижными месяцами. Позже ему было позволено передвигаться в инвалидной коляске, однако некоторое время были опасения, что он больше никогда не сможет ходить. Он выздоровел, но остался хромым; его левая нога была на полтора дюйма короче правой. Тем не менее, все это время он учился и смог закончить инженерные курсы в Сиддонском мемориальном техническом колледже. Но к этому моменту он уже был очарован автогонками. Его отец купил 750-ю модель «Остин Алстер Севен», но остался недоволен его неповоротливостью. Однако Брюс убедил отца, что он должен гоняться на этом автомобиле, а одним из первых его соперников был некто Фил Керр, который позже станет одним из главных действующих лиц команды «Макларен».

Когда «Остин» был продан (ныне он находится в Уокинге), Брюс в 1956-57 гг. гонялся на отцовском «Остине Хейли 100», но после этого он решил купить подвеску от монокока «Купера», на котором раньше гонялся Джек Брэбхем. В это время Брюс был еще студентом, но уже руководил своего рода заочными курсами по подготовке автомобилей вместе с Брэбхемом в Англии. Затем Брэбхем решил привезти два болида «Купер» «Формулы-2» на зиму в Новую Зеландию и Брюс должен был ездить на одном из них. Было показано много прекрасных результатов, и Брюс постепенно двигался к тому, чтобы в 1958 году стать первым новозеландским гонщиком в Европе.

Когда Макларен приехал в Англию, он продал свой автомобиль и взамен купил новый «Купер». Это было началом его международной карьеры, и он знакомился с европейскими гонками («Формулы-1») по мере того, как от этапа к этапу пытался угнаться за быстрыми болидами на своем маленьком автомобиле «Формулы-2». Но ему все же удалось финишировать пятым в общем зачете и первым среди участников на автомобилях «Формулы-2» в гран-при Германии на «Нюрбургринге», что принесло ему некоторую известность. Зимой 1960 года он забрал домой в Новую Зеландию болид «Формулы-2» и выиграл на нем свой национальный чемпионат.

В 1959 г. Макларен был приглашен пилотом в команду «Формулы-1» «Купер», в которой ему было суждено провести следующие шесть сезонов. Его напарником был Джек Брэбхем, и в том первом для себя сезоне Брюс выиграл последний гран-при года на «Себринге» (США). В 22 года он стал самым молодым пилотом за всю историю «Формулы-1», которому удалось победить в гран-при, а его напарник по команде стал чемпионом мира.

В ту зиму Брюс был помолвлен с Патти Броад и женился на ней в том же году. После возвращения в Европу он опять стал напарником по команде Брэбхема, и австралиец снова выиграл чемпионат мира. Одно время Макларен возглавлял чемпионат после победы в Аргентине. Он завершил сезон на втором месте после Брэбхема.

Брэбхем покинул команду, оставив Макларена ее лидером, но новые решения в конструкции двигателя дорого обошлись команде в 1961 г. Ситуация улучшилась в следующем сезоне 1962 г., когда Макларену было позволено вмешаться в процесс изготовления автомобиля; он выиграл в Монако и финишировал третьим в чемпионате. Тем не менее, следующий год был очень тяжелым. В результате несчастного случая на водных лыжах пострадала Патти Макларен, серьезно разбился в автокатастрофе Джон Купер; сам Брюс на «Нюрбургринге» вылетел из своего совершенно неконкурентноспособного автомобиля и сильно ударился. Макларен начал искать альтернативы.

Как обычно, Макларен хотел взять с собой в Новую Зеландию гоночный автомобиль, чтобы выступить в серии «Тасмания»; но его предложение взять два «Купера» для себя и американца Тимми Майера, не нашло поддержки в команде. Так в конце 1963 г. Брюс Макларен и брат Майерса Тедди организовали соревнования, названные  «Брюс Макларен Мотор рейсинг лимитед». Серия имела успех, но одновременно стала трагической: Брюс выиграл чемпионат, но Майерс погиб. Тем не менее, начало было положено. Он вынужден был говорить, что не занимается ни разработкой, ни изготовлением, ни испытанием, ни гонками на собственных машинах. Это был полный технологический процесс. Он должен был еще выступить в двух сезонах «Формулы-1» за «Купер», в одном из которых (1964) он набрал 13 очков, а в другом – 10. За это время его собственная команда вставала на ноги.

В то время как «Формула-1» была главной гоночной серией мира, по ту сторону Атлантики также были популярны соревнования мощных гоночных автомобилей. Брюс, при помощи Майера, купил болид «Меком/Пенске Церез Спешал» и гонялся на нем в Европе. Так родилась идея создать свой собственный автомобиль – «Макларен М1» и организовать его производство на фирме Петера Эгга «Ламберта Троян Груп», которая находилась в городе Рай (графство Сассекс). Они должны были собрать и продать двести «Макларенов» в течении десяти лет. Макларен также принял участие в разработке автомобилей грантуризма для «Форда».

В 1965 г. Макларен все еще оставался первым пилотом «Купера», но вскоре умер Чарльз Купер, а его сын Джон продал команду «Чипсет Мотор Груп». Заручившись поддержкой бывшего главного научного сотрудника «Конкорда» Робина Херда, Макларен начал искать другие перспективы кроме строительства спортивных автомобилей, и в 1966 г. решил остановиться на обновленной «трехлитровой» «Формуле-1».

 

1966 г.

Модель шасси: М2В    Двигатель: «Форд» V8 и «Серениссима» V8.

Пилот: Брюс Макларен

Первый болид Макларена, «Макларен-Форд М2В», появился в первом же гран-при «трехлитровой» «Формулы» в Монако 22 мая, усиленный достаточно устаревшим, но все еще мощным двигателем «Форд Инди V8». Его монокок был доработкой тестового варианта шасси М2А, сделанного Робином Хердом. В первой квалификации он был десятым из шестнадцати участников, но, пройдя всего девять кругов, сошел из-за утечки масла. Между двумя неквалификациями в Бельгии и Голландии было шестое место на гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтч вместе со слабеньким двигателем «Серениссима V8». Однако команда ожидала возвращения двигателя «Форд», и это случилось на двух последних гонках сезона, где в Уоткинс-Глен (США) Макларен финишировал пятым, но этот результат стал «лебединой песней» двигателя, который был признан негодным. Крису Амону, который также должен был выступать в этом сезоне за команду, так и не удалось ни разу стартовать. Тем не менее, в своем первом сезоне команда «Формулы-1» «Макларен» пыталась выйти на старт в шести гонках из девяти, четыре раза участвовала в самих гонках, в двух из которых набрала очки. В то же время команда также выступала в серии спортивных автомобилей «Бритиш Груп 7», где Макларен и Амон победили в Ле Мане на семилитровом «Форд GT Марк2».

Результаты:

Чемпионат пилотов: Макларен – 3 очка, 14-е место.

Кубок конструкторов: «Макларен-Форд» – 2 очка, 9-е место.

                                       «Макларен-Серениссима» – 1 очко, 10-е место.

 

1967 год.

Модель шасси: М4В и М5А         Двигатель: «ФБРМ V8» и V12.

Пилот: Брюс Макларен.

Во втором сезоне «Макларен» решил выступать в «Формуле-1» только одним болидом, используя шефа команды в качестве пилота. Изначально у них в распоряжении был двигатель БРМ объемом 2.1 литра, но затем появился трехлитровый двенадцатицилиндровый мотор. Робин Херд приспособил шасси М4А, переделанные из болида «Формулы-2/3», для меньшего двигателя, и они получили название М4В.

На этом автомобиле Макларен провел всего два гран-при: он как нельзя кстати подходил для изгибов и поворотов трассы в Монако, где четвертое место было прекрасным результатом, даже несмотря на то, что до пит-стопа он боролся за вторую позицию. Но на гран-при Голландии Макларен разбил свой болид из-за масляного пятна на трассе, и это был конец шасси М4В.

Вместо своего автомобиля Макларен на гран-при Франции, Британии и Германии ездил на «Игле», правда не так успешно, как Гарни, который выиграл на этом болиде предыдущий гран-при Бельгии.

Последние четыре гонки чемпионата Макларен провел на сконструированном Хердом шасси М5А с мотором «БРМ V12» ; первое из тех гран-при он закончил седьмым, а в трех следующих не финишировал, хотя каждый раз он квалифицировался в первой десятке, а в Монце стартовал с первого ряда.

Более значимые успехи были достигнуты командой на оранжевых болидах М6А в гонках «Канама», где Макларен и Дени Хьюльм выиграли пять этапов из шести, и Брюс стал чемпионом (к этому времени Хьюльм уже был чемпионом мира в «Формуле-1» на «Брэбхеме»). Шеф команды также провел несколько гонок в «Формуле-2». Эти успехи были достигнуты на автомобилях, построенных «Трояном».

Результаты:

Чемпионат пилотов: Макларен – 3 очка, 14-е место.

Кубок конструкторов: - 3 очка, 8-е место.

 

1968 год.

Модель шасси: М5А и М7А          Двигатель: «БРМ V12» (М5А) и «Форд ДФВ» (М7А)

Пилоты: Брюс Макларен, Денис Хьюльм;

                Джо Боннье (Команда «Иохим Боннье Рейсинг Тим», М5А)

                Дэн Гарни (пилот Англо-американской серии)

Частично благодаря поддержке «Гудьир» и «Гульф Ойл», Денни Хьюльм заключил контракт с «Маклареном», и на 1968 год команда обладала грозной парой пилотов. Дуэт двух чемпионов мира «Формулы-1» и «Канама», выступавший сразу в обеих сериях, выглядел очень сильно. Кроме того, «Макларен», подобно «Лотусу» и «Матре», воспользовался преимуществом нового двигателя «ДФВ», который был на шестьдесят лошадиных сил мощнее, чем «БРМ». Снова шасси разрабатывалось под руководством Робина Херда, который затем ушел в «Косворт».

В первой гонке сезона в Южной Африке выступал только Хьюльм на М5А с двигателем «БРМ» и финишировал пятым. Второго этапа пришлось ждать почти четыре с половиной месяца. За это время прошли две гонки в Англии, не входившие в зачет чемпионата мира, которые стали идеальным испытанием для шасси М7А с новым двигателем «Косворт». И результаты были великолепными: победа Макларена в Гонке чемпионов в «Брэндс Хетч» и победа Хьюльма в Интернациональном кубке на «Сильверстоуне», где Макларен финишировал вторым.

Оставшаяся часть сезона прошла также достаточно хорошо, хотя «Лотус» с Хиллом и «Матра» со Стюартом имели преимущество над «Маклареном», обладая, правда, теми же самыми моторами «ДФВ». Макларен впервые выиграл гран-при на своей собственной машине, и это случилось в Бельгии. Хьюльм победил в Италии и Канаде на «Мон Тремблане», где Макларен финишировал вторым, и это был первый дубль команды. Но в последней гонке сезона Хьюльм разбил машину из-за поломанного амортизатора и был оттеснен на третье место в Чемпионате пилотов, однако, «Макларен» уступил всего тринадцать очков победителю Кубка конструкторов «Лотусу», благодаря высокой надежности своих болидов.

В кубке «Канама» автомобили «Макларена», как собственной сборки, так и клиентские, имели большое преимущество. Хьюльм стал чемпионом, а Макларен закончил сезон вторым, проиграв одиннадцать очков.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Хьюльм – 33 очка, 3-е место;

                                    Макларен – 22 очка, 5-е место;

                                    Гарни и Боннье – 3 очка, 21-е место.

Кубок конструкторов – 49 очков, 2-е место.

 

1969 год.

Модель шасси: М5А (Боннье), М7А&С, М9А(4WD)

Двигатель: «БРМ V12» (М5А) и «Форд ДФВ»

Пилоты: Брюс Макларен, Денис Хьюльм,

                Вик Элфорд (серия старых автомобилей, М7А),

                Деррек Белл (М9А),

                Базиль ван Руйен (команда «Лоусон», М7А).

Положение «Макларена» становилось все лучше и лучше, даже несмотря на то, что они все еще использовали прошлогодние шасси М7, а также были выбиты из колеи модной, но в конечном итоге оказавшейся бесплодной, затеей сконструировать полноприводный автомобиль М9А. К тому же это было время высоких антикрыльев (пока их не запретили), поэтому аэродинамика несколько изменилась. Почти все соперники использовали замечательный двигатель «ДФВ», кроме «БРМ» и «Феррари».

Шины, надежность болидов, изменения правил, одиннадцать гонок в «Канаме» и неудачный проект полноприводного автомобиля подвели команду в сезоне «Формулы-1». Брюс Макларен трижды завоевывал подиумы, но Хьюльм слабо провел вторую половину сезона, хотя и выиграл заключительную гонку в Мексике благодаря тому, что последняя разработка шин «Гудьира» превзошла аналоги «Файрстоуна» и «Данлопа». Но, несмотря на это, команда закончила год на четвертом месте.

Однако в долгом чемпионате «Канама» оранжевые болиды «Макларена» М8В выиграли все гонки, а сам Брюс стал чемпионом. В то же время Петер Гетхин превзошел всех на автомобиле М10А в «Формуле-5000» (серия «Чёрч Фарм»). Возможно, этот сезон не стал удачным в «Формуле-1», однако было достаточно других успехов, о которых заговорили повсюду.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Макларен – 26 очков, 3-е место;

                                    Хьюльм – 20 очков, 6-е место;

                                    Элфорд – 3 очка, 13-е место.

Кубок конструкторов – 38 очков, 4-е место.

 

 

Сайт создан в системе uCoz