История McLaren
Главная

Новости

Чемпионат 2002

Фотогалерея

Предсезонные Тесты

Информация
Факты
Цитаты
Победы
Поул-позиции
Быстрые круги

Команда
Персонал
Шасси

История
Команда
Пилоты

Автомобили

Обзоры
Статьи
Интервью

Пресс-релизы

"Макларен" в "Кан-Ам"


Гостевая книга

Форум

Чат

Поиск

Начало     годы 70-ые

(с официального сайта команды)

В переводе российского болельщика.

 

1980 год.

Модель шасси: М29 и М30

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Джон Уотсон,

               Ален Прост,

               Стефан Соут (Не квалифицировался)

Надежда на Алена Проста оправдалась в первой половине сезона, когда француз обычно обыгрывал в квалификации своего напарника. В своем дебютном гран-при в Аргентине он набрал очко, а после был пятым на финише в Бразилии. Однако затем две механических поломки в Южной Африке закончились для него сломанным запястьем, и он не смог выйти на старт в Лонг-Бич. Заменивший его Стефан Соут не квалифицировался, но Уотсон финишировал на почетном четвертом месте. В Бельгии последовала маленькая пауза, а в Монако они выступили из рук вон плохо: Уотсон не прошел квалификацию, а Прост вылетел в первом же повороте. Во Франции Прост квалифицировался седьмым, и на такой же позиции финишировал Уотсон, а в Брэндс-Хетч Прост приехал шестым.

На этом этапе развитие команды шло по двум направлениям. Гордон Коппак разработал новую модель М30, которая на 50% была устойчивее. На ее дебютной гонке в Голландии Прост стал шестым. Но гораздо важнее были изменения, происходящие в самой команде. Владелец «конюшни» «Формулы-2» Рон Деннис вместе с представителями «Мальборо» еще годом раньше начал переговоры с Майером, предлагая объединиться. А теперь «Мальборо» - спонсор команды Денниса «Проект-4», выступавшей на БМВ М1 в серии «Прокар, - советовал Майеру решиться на слияние, поскольку в одиночку он был уже не конкурентноспособен. Майер был достаточно умен, чтобы прислушаться к этому совету. Одним из условий договора был пункт, согласно которому Деннис приходил вместе со своим конструктором Джоном Барнардом, и Гордон Коппак вынужден был уйти. В результате слияния, произошедшем в сентябре, Деннис и Майер оба стали исполнительными директорами «Макларен Интернешинал». Майер также остался Председателем совета директоров, а Тайлер Александер, один из старейших руководителей «Макларена», вместе с Барнардом стали директорами.

После этого Уотсон вновь обрел свой былой азарт, и вместе с пришедшим Барнардом М29 и М30 стали набирать очки. Уотсон финишировал четвертым в Канаде, но Прост, опять из-за поломки пострадавший в аварии на Уоткинс-Глене, не смог участвовать в гонке. Это был неудачный сезон, но он положил начало новой эре.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Уотсон – 6 очков, 10-е место;

                                    Прост – 5 очков, 15-е место.

Кубок конструкторов: 11 очков, 7-е место.

 

1981 год.

Модель шасси: М29 и МР4

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Джон Уотсон,

               Андреа де Чезарис

Несмотря на рождение новой команды и созданный Джоном Барнардом монокок из углепластика для первого МР4 («Мальборо Проект-4»), Ален Прост прервал с ними сотрудничество, уйдя в «Рено» - его национальную команду. Уотсон сохранил свое место, а его партнером стал гонщик «Мальборо», надежда Италии Де Чезарис. «Макларен» начал сезон на старом шасси М29 в новой конфигурации F, но она просуществовала лишь до третьего этапа в Аргентине, где Уотсон пересел на МР4. Две гонки спустя он квалифицировался пятым, а еще через два гран-при финишировал третьим после победителя Вильнева в Испании. В Дижоне он был на первом ряду стартового поля, на финиш приехал вторым, а в Сильверстоуне – победил! Все это происходило на фоне интриг вокруг новых правил, которые боролись с граунд-эффектом, и политики «Формулы-1» настраивали правящие круги «ФИСА» против команд.

Уотсон еще сумел набрать по очку на Хоккенхайме и в Австрии и стать вторым в Канаде. Однако МР4 был достаточно неустойчивым и это усложняло задачу пилота. Выступления Де Чезариса запомнились чередой аварий, после чего он получил кличку «Де Крашерис». Уотсон также попал в серьезную аварию в Монце, но по счастливой случайности избежал травм. Разумеется, Де Чезарис не остался в команде, а Уотсон, благодаря своей победе и высокой готовности, остался. Перед концом сезона было объявлено, что ему придется стать в следующем году партнером своего старого приятеля по «Брэбхему» Ники Лауды, который возвращался после перерыва.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Уотсон – 27 очков, 6-е место;

                                    Де Чезарис – 1 очко, 18-е место.

Кубок конструкторов: 28 очков, 6-е место.

 

1982 год.

Модель шасси: МР4 и МР4В

Двигатель: «Форд DFV»

Пилоты: Джон Уотсон,

              Ники Лауда

Барнард лишь немного модифицировал МР4 для его трансформации в версию В. Шасси выглядели очень неплохо, и Барнард, чтобы уменьшить монокок, изменил подвеску и значительно улучшил устойчивость. Решающими оказались испытания шин «Мишлен», и команда усердно работала в обеих аэродинамических туннелях как во Флетаме, так и на заводе «Мишлен». В течение года были также изготовлены углепластиковые тормозные диски. Сезон начался замечательно: Лауда стал четвертым, а Уотсон – шестым, т.е. оба попали в очки. На гран-при Бразилии Уотсон оказался вторым после дисквалификации Пике и Росберга. Затем Лауда, доказав, что не растерял мастерства, победил в Лонг-Бич, а Уотсон выиграл трагическое гран-при Бельгии. Там же Лауда закончил гонку третьим, но австрийца дисквалифицировали за недостаточный вес болида. К этому времени Уотсон всего очко проигрывал в Чемпионате Просту, а «Макларен» лидировал в Кубке конструкторов.

 После неудачи в Монако Уотсон сенсационно победил в первом детройтском гран-при, стартовав с 17-ой позиции. Это произошло во многом благодаря паузе в гонке, во время которой он поставил более жесткий «Мишлен», тем самым погасив вибрации. Он прорвался сквозь пелетон, обогнал своего напарника, которого затем развернуло, и теперь «Макларен» лидировал в Чемпионате. Неделю спустя Уотсон стал третьим в Канаде, а Лауда финишировал четвертым в Голландии, а затем победил в Брэндс-Хетч. «Макларен» по-прежнему лидировал в Кубке конструкторов, но Уотсон был отныне вторым в Чемпионате вслед за Пирони. В Рикаре доминировали турбо «Рено» и «Феррари», но затем в Германии Пирони тяжело разбился, как впрочем и Лауда, который повредил запястье в результате вылета, и вынужден был пропустить гонку. Уотсон шел третьим, но вылетел после поломки подвески. Затем Лауда завоевал невдохновляющее пятое место в Австрии, а второй результат Росберга вывел того в лидеры чемпионата. В Дижоне ему удалось упрочить свое лидерство благодаря победе, а Уотсон, повредив обтекатель, приехал тринадцатым. Лауда набрал очки в Дижоне, а Уотсон в Монце, и это были его первые очки за три месяца, которые все еще оставляли надежду на победу в чемпионате, но даже прекрасного второго места в Лас-Вегасе оказалось недостаточно, и Росберг выиграл титул с перевесом в пять очков. Такого же преимущества добилась «Феррари» в Кубке конструкторов.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Уотсон – 39 очков, 2-е место;

                                   Лауда – 30 очков, 5-е место.

Кубок конструкторов: 69 очков, 2-е место.

 

1983 год.

Модель шасси: МР4/1С и МР4/1Е

Двигатель: «Форд DFV, DFY» и «ТАГ»

Пилоты: Джон Уотсон,

               Ники Лауда

В конце 1982 года произошли два события, ставшие для «Макларена» решающими. Во-первых, Тедди Майер и его друг-директор Тайлер Александер покинули команду, чувствуя, что в новой структуре они больше не нужны. Руководить процессом остались Деннис и Барнард. Во-вторых, было подписано соглашение о финансировании группой Акрама Оджеха «Techniques d'Avant Garde» (или «ТАГ») строительства «Порше» шестицилиндрового V-образного двигателя с турбонаддувом. Для этой цели сын Оджеха Мансур совместно с Роном Деннисом и «Маклареном» сформировал компанию сотрудников. Особое внимание по ходу сезона было сконцентрировано на двух вещах: обкатке двигателя, особенно после того, как вступили в силу правила, запрещающие граунд-эффект, и требовании делать автомобили с плоским дном. Столь эффективно лишенные прижимной силы, а также широких передних и задних антикрыльев, машины нуждались в компенсации потерь. При этом они вынуждены были использовать лобовое сопротивление, что ставило в невыгодное положение участников с менее мощным двигателем «Косворт» по сравнению с усилившимися турбомоторами. Другой помехой было то, что шины, создаваемые для турбоавтомобилей не обязательно подходили для машин с обычными двигателями.

В течение всего сезона «Макларен» страдал от нескольких недостатков. Машины были модифицированы с учетом новых требований к аэродинамике, но им приходилось ориентироваться на будущие моторы. Часто по ходу сезона им удавалось победить среди других двигателей «Косворт», а также они смогли сенсационно выиграть вторую гонку года в Лонг-Бич, где Уотсон и Лауда финишировали первым и вторым, стартовав с 22-го и 23-го места! Однако, одинаково провальная квалификация в Монако привела к тому, что они оба не попали на старт гонки. Впервые двигатель «ТАГ» появился у Лауды в Голландии, а затем уже оба пилота использовали его в трех последних гран-при сезона. Квалификационные позиции улучшились, но им ни разу не удалось финишировать, поскольку команда только начинала эксперименты со сверхмощным турбо. Им только предстояло изучить все его прихоти, в то время как другие пилоты и команды уже изведали этот путь.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Уотсон – 22 очка, 6-е место;

                                   Лауда – 12 очков, 10-е место.

Кубок конструкторов: 34 очка, 5-е место.

 

1984 год.

Модель шасси: МР4/2

Двигатель: «ТАГ»-турбо V6

Пилоты: Ники Лауда,

               Ален Прост

После нескольких подготовительных сезонов «Макларен» наконец-то заполучил необходимое ему оружие. Барнард немного изменил шасси, придав ему новую заднюю подвеску. Всю зиму продолжалась доводка двигателя, а тем временем в команду вернулся Ален Прост, который все это время был в «Рено», где получил ценный опыт общения с турбо. «Макларен», возможно, был последним, кто присоединился к турбо-сообществу, но подготовился он изумительно. Команда потрясла гоночный мир. Ален Прост выиграл первую гонку в Бразилии, на втором гран-при Ники Лауда опередил своего партнера по команде, в третьей гонке они не смогли стать ее главными героями, но зато три последующих разыграли между собой. К концу сезона они выиграли 12 этапов и завоевали Кубок конструкторов с перевесом в 86 очков; это больше, чем «Феррари» получила за второе место. Двух неудержимых пилотов разделили всего полочка: с таким отрывом Лауда превзошел Проста.

Это было феноменальное выступление и предупреждение всем остальным. «Макларен» шел впереди всех, и противники вынуждены были равняться на его уровень. Вместе с тем, Порше испытывал некоторые проблемы с двигателями, но в гонках это случалось очень редко. Команда весь сезон трудилась над улучшением охлаждения тормозов и испытала лишь одну техническую неполадку, когда в Дижоне у Проста отвалилось переднее антикрыло. Помимо этого, год прошел замечательно.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Лауда – 72 очка, Чемпион мира;

                                   Прост – 71,5 очко, 2-е место.

Кубок конструкторов: 143,5 очка, 1-е место.

 

1985 год.

Модель шасси: МР4/2В

Двигатель: «ТАГ»-турбо V6

Пилоты: Ален Прост,

               Ники Лауда,

               Джон Уотсон

После победного сезона 1984 года на «Макларен» многие ставили и в 1985 году. Почти все элементы команды остались без изменения, кроме ухода «Мишлен». Чтобы не отстать от конкурентов, Джон Барнард создал новый кузов, новую заднюю подвеску, новый передний обтекатель и антикрылья. Что касается двигателя, то в нем не было больших изменений, хотя Барнард очень лестно отзывался о системе электронного управления «Бош Мотроник». Но его зеркальное отражение – турбонаддув «ККК» был изготовлен на заказ для «ТАГ» V6 вместо предыдущих моделей.

Три победы Алена Проста в четырех первых гонках – если учесть также победу в хаотичном гран-при Сан-Марино, где его потом дисквалифицировали, - дали понять, что «Макларен» не растерял своей формы. Правда, Лауда смог добиться лишь одного четвертого места из-за двух механических поломок и одного разворота на масле. Далее последовала целая серия сходов, пока Прост не выиграл в Сильверстонуне, стал вторым в Германии, победил в Австрии и всю гонку преследовал своего восстановившего былую форму партнера Лауду в Зандворте. Однако, травма руки, полученная австрийцем две гонки спустя в Бельгии, окончательно убедила его покинуть спорт. На следующем гран-при его заменил Уотсон, а в конце сезона Лауда ушел, набрав лишь 14 очков. Ален Прост, которого Рон Деннис называл «несчастливым», завоевал титул в 14-й гонке из 16-ти. «Макларен» снова выиграл Кубок конструкторов, хотя на этот раз опередил «Феррари» только на 8 очков.  

Результаты:

Чемпионат пилотов: Прост – 73 очка, Чемпион мира;

                                   Лауда – 14 очков, 10-е место.

Кубок конструкторов: 90 очков, 1-е место.

 

1986 год.

Модель шасси: МР4/2С

Двигатель: «ТАГ»-турбо V6

Пилоты: Ален Прост,

               Кеке Росберг

Часто говорят, что этот сезон скорее проиграл «Уильямс-Хонда», чем выиграл «Макларен». Пике и Менселл оба имели шанс. Прост «украл» титул на последнем круге в Аделаиде, когда Менселл стал жертвой развалившейся покрышки, а сам француз уже собирался сойти из-за нехватки топлива. Награда была достойной: Прост завоевал второй титул в компенсацию за прошлые неудачи, а «Макларен» выиграл третий подряд Кубок конструкторов. Джон Барнард, который летом ушел из «Макларена» в «Феррари», существенно модифицировал МР4/2В, превратив его в 2С. К примеру, он сконструировал новый, 195-литровый топливный бак. Коробка передач была шестиступенчатой, но, за исключением появления последней версии системы управления двигателем «Бош Моторник», сами моторы изменились незначительно.

Небольшой головной болью был торопливый стиль вождения новичка Росберга, который сильно отличался от стиля Проста и его бывшего напарника Лауды. Только после Монако финн изменил свой настрой. После того, как в Бразилии отказали оба мотора, Прост стал третьим в Испании, а затем выиграл Имолу и Монако. Очко в Бельгии (несмотря на замечательную склонность двигателя к перепаду высот) и второе место в Канаде позволяли жить надеждам команды, но затем показалось, что «Уильямс» одерживает верх, благодаря оптимальному расходу топлива. Только в конце сезона Прост восстановил свои позиции, выиграв в Австрии, финишировав вторым в Португалии и Мексике, и одержав победу в решающей гонке в Австралии. Но он снова лишился напарника, а также команду покинул технический директор. И теперь «Макларен» вынужден был совершать перегруппировку.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Прост – 72 очка, Чемпион мира;

                                    Росберг – 22 очка, 6-е место.

Кубок конструкторов: 94 очко, 2-е место.

 

1987 год.

Модель шасси: МР4/3

Двигатель: «ТАГ»-турбо V6

Пилоты: Ален Прост,

               Стефан Йоханссон

Что-то осталось старым, а что-то стало новым: легендарный двигатель «ТАГ» продолжал свою долгую песню, Стефан Йоханссон пришел в напарники Алену Просту, а Стив Николз возглавил проект «Формулы-1», заменив покинувшего команду в прошлом сезоне Джона Барнарда. Ему приходилось работать над автомобилем вместе с Барнардом, и он оценивал, от что следует оставить, а что изменить. Были сохранены подвеска и коробка передач, а монокок построен новый вместе с аэродинамическими элементами и маленьким отсеком для еще меньшего топливного бака. В то же время Порше трижды увеличивал коэффициент сжатия в двигателе для того, чтобы улучшить эффективность топлива. На этом развитие двигателя закончилось, что привело как к успехам, так и к провалам. Ален Прост выиграл в Бразилии, а Йоханссон стал там же третьим и четвертым в Имоле. Затем они заняли первое и второе места в Спа, но в последующих четырех гонках им удалось лишь несколько третьих результатов. Увеличение мощности обернулось увеличением массы и потерей автомобильного баланса, что привело к вибрациям. В Германии Прост был ближе всех к победе, пока за пять кругов до финиша не вышел из строя ремень генератора. Это была неожиданная поломка, т.к. до сих пор на ста тысячах гоночных миль ремень не ломался, но затем он порвался еще несколько раз.

Неурожайный на победы чемпионат закончился превосходством «Хонды» и вхождением в моду активных подвесок. Просту удалось вернуться на первое место в Португалии и второе в Хересе, но затем о хороших результатах пришлось забыть, за исключением третьего места Йоханссона в Сузуке. Печально, но Йоханссону не нашлось места в команде мечты 1988 года. Деннис смог заполучить не только Сенну, но и «Хонду»…

Результаты:

Чемпионат пилотов: Прост – 46 очков, 4-е место;

                                    Йоханссон – 30 очков, 6-е место.

Кубок конструкторов: 76 очков, 2-е место.

 

1988 год.

Модель шасси: МР4/4

Двигатель: «Хонда»-турбо V6

Пилоты: Ален Прост,

               Айртон Сенна

Теоретически это был переходный год для «Формулы-1». Давление турбонаддува было снижено с 4-х бар до 2.8, чтобы дать преимущество обычным моторам и подготовить запрет на турбо, а также объем топливных баков был снижен со 195-ти до 150-ти литров. На практике это позволило «Макларену», «Хонде», Алену Просту и Айртону Сенне переписать книгу рекордов, благодаря абсолютному превосходству в том году.

Статистика проста: «Макларен» выиграл 15 гонок из 16-ти, Сенна – 8 (на первом этапе в Бразилии его дисквалифицировали), Прост – 7. Сенна победил в чемпионате с перевесом в три очка, и оба пилота в два раза превзошли количество очков, набранных третьим призером Герхардом Бергером. Вместе с тем, «Макларен» завоевал Кубок Конструкторов с троекратным перевесом над «Феррари» - 199 против 65-ти. В первых шести гонках Сенна стартовал с поул-позиции, а затем к ним добавил еще семь поулов подряд в последних гран-при. Это было исключительное, умом не постижимое выступление команды и гонщиков, едва ли волнительное, но впечатляющее своим совершенством. Пилоты иногда сталкивались, например, когда Сенна выбил Проста в Хересе, и оба перешли грань в Монце, где резкий обгон Сенны кругового Жана-Луи Шлессера на «Уильямсе» закончился сходом. Он также потерял концентрацию в Монако и закончил гонку ударом в борт. Однако Прост снова обнаружил свою нелюбовь к мокрым трассам.

Стив Николз опять возглавил команду инженеров, которые должны были справиться с новыми параметрами кокпита и с маленьким топливным баком. Многое в машине было новым, что и сделало ее столь заслуженной. Как и ожидалось, «Хонда» была надежной и даже феноменально надежной, что способствовало рекордному сезону. Команда заслужила все то, чего добилась.

Результаты:

Чемпионат пилотов: Сенна – 90 очков, Чемпион мира;

                                   Прост – 87 очков, 2-е место.

Кубок конструкторов: 199 очков, 1-е место.

 

1989 год.

Модель шасси: МР4/5

Двигатель: 3,5 «Хонда» V10

Пилоты: Ален Прост,

               Айртон Сенна

Пока МР4/4 Стива Николза выигрывал последний чемпионат турбо-эры, Нил Отли был занят тяжелой работой, конструируя первые шасси под обычный двигатель, объем которого отныне допускался 3,5 литра. Хотя конец сезона оказался таким же – «Макларен» победил и в Кубке конструкторов, и в Чемпионате пилотов - никто не удивился, что у него не было превосходства 1988 года. Тем не менее, «Макларен» лидировал в каждой гонке, кроме Португалии (где Сенна стартовал с поул-позиции), и бразилец вместе с Простом выиграли 10 этапов из 16-ти: Прост – 4, Сенна – 6. Но титул завоевал француз, поскольку у него было лишь три схода и одно девятое место в Бразилии.

Но это лишь половина истории. В том году у Проста стремительно развивалась паранойя из-за его напарника. Они вылетели в Имоле, когда Прост почувствовал, что Сенна не признает никаких соглашений о необходимости пропускать соперника. Затем Прост улетел дальше в Монако, где Сенна одержал суппер победу, утратив по ходу гонки вторую передачу. В Монце Прост обвинил «Хонду» в подыгрывании Сенне и сообщил, что покидает команду. Ранее по ходу сезона он разбил монокок в Финиксе, впервые попав в столь серьезную аварию за пять с половиной лет выступления за «Макларен». Тремя гонками спустя, он и Сенна столкнулись в шикане на Сузуке, несмотря на то, что даже если бы они не набрали ни одного очка в последних двух гран-при, их команда все равно бы стала чемпионом. Чтобы справиться со столь напряженной «политической» борьбой, «Макларен» и «Хонда» предусмотрели наилучшую комбинацию для двух лучших гонщиков. Проект Отли продолжал линии предыдущей модели, но по ходу сезона снижалась ее масса, что привело к разбалансировке управления. В середине сезона команда также применила новый задний обтекатель, установленный вокруг поперечной коробки передач.

Тем временем «Хонда» сделала феноменальное усилие, выпустив пять различных версий двигателя для различных условий, трасс и ситуаций. Она повторила свое достижение, но вмешался человеческий фактор. Интересно отметить, что Сенна все же больше страдал от технических неполадок, чем Прост…

Результаты:

Чемпионат пилотов: Прост – 76 очков, Чемпион мира;

                                   Сенна – 60 очков, 2-е место.

Кубок конструкторов: 141 очко, 1-е место. , что даже если бы они не набрали ни одного очка в последних двух гран-при, их команда все равно бы стала чемпион

 

 

Сайт создан в системе uCoz