Этот текст – копия пресс-конференции Мики Хаккинена в Праге (Чехия), 22 ноября 2001 г.

- Мика, сезон завершился в середине октября, как Вы провели время после финальной гонки сезона?

- Надо сказать, что это было прекрасное время. Так как мы сообщили средствам массовой информации, что я возьму годичный отпуск на следующий сезон, то фантастически было завершать этот год, зная, что я не должен тратить зиму на психологическую подготовку к сезону 2002 года. Это было в самом деле хорошее время. Я проводил его вместе со своей семьей, вместе с маленьким сыном Хуго, встречался с друзьями без серьезного настроя на будущее. И мое присутствие в Праге хорошо именно тем, что оно не давит на меня.

- Где и как Вы собираетесь встретить Рождество и Новый год? Вам уже удалось купить подарки?

- Мы обязательно проведем Рождество и Новый год в Финляндии так, как мы всегда старались делать это в прошлом. Рождественские подарки? Я собираюсь походить по магазинам сегодня. В прошлый раз, когда я приезжал сюда, у меня были очень похожие мероприятия с «West», и моя жена ходила за покупками, но случилось воскресение, и многие магазины были закрыты. Что касается Вашего вопроса, то я в этом году организую и куплю подарки таким образом, чтобы не делать этого в последние дни перед Рождеством.

- Как бы Вы могли охарактеризовать Кими Райконена? Вы можете сравнить его стиль пилотажа со своим? Каковы его шансы на следующий сезон?

- Для начала я вам кое-что скажу. Когда контракт команды с Кими был подписан и обнародован в прессе, я подумал, что это – фантастика, поскольку я всегда говорил Рону Деннису и другим: если вы желаете побеждать – возьмите финна. Он талантлив и, принимая во внимание его опыт в автогонках, его результаты были великолепными, он совершал удивительно мало ошибок. По пятибальной шкале я бы дал ему однозначно выше 4-х. Думаю, что его шансы в следующем сезоне будут высокими благодаря команде. Он оказался в наилучшей из возможных команд, поскольку она даст ему максимум возможностей и может вдохновить на победы. Я это знаю из собственного опыта, т.к. когда сам пришел в команду, и мне было 22 или 23 года, то я получил огромную поддержку от управляющих, от механиков, от партнеров; я знаю, что сижу здесь сегодня именно поэтому, и именно поэтому я смог дважды стать чемпионом мира. Перед Кими открылся весь мир…

- Есть предположение, что Мика собирается работать на тестах для «Макларен-Мерседес» в следующем сезоне. Это правда?

- Дэвид уже просил меня работать на тестах. Это стало небольшим сюрпризом для меня, но я думаю, что этот вопрос достаточно серьезен. Вы знаете, что команда на следующий год сменила шины с «Бриджстоуна» на «Мишлен», и теперь важно иметь как можно больше мнений разных пилотов о том, каково состояние покрышек и как они подходят машине. В данный момент ситуация такова, что я нахожусь в отпуске и провожу с семьей столько времени, сколько могу и еще не думал о работе на тестах. Сейчас я не хочу быть на тестах и, естественно, нет контракта.

- Я хотел бы сравнить Мику с Ники Лаудой и Аленом Простом, которые также брали паузу, а затем возвращались. Но с тех пор времена изменились. Не будет ли слишком сложно возвращаться через год?

- Сейчас это более сложно, но не по причине вождения. Сложность состоит в технологии - в электронике - в трекшен-контроле, например. Есть очень много непростых вещей, которые могут сделать возвращение чрезвычайно тяжелым. Я хочу выступать в сезоне 2003 года, и мне придется серьезно вникать во все изменения в автомобиле, придется понимать электронику.

- Когда Вы начнете скучать по кокпиту «Формулы-1», или это уже случилось?

- Я еще не скучаю без гран-при. Слишком рано. Минуло всего несколько недель после завершения чемпионата в Сузуке, и я вообще не думал о гонках. Рано или поздно это произойдет: я буду думать и о гонках, и о пилотировании, так как они – моя страсть; уверен, что она вернется. Может быть завтра, может быть в январе или июле, это невозможно узнать. Но сейчас я стараюсь об этом не думать.

- Как выглядит обычный день Мики Хаккинена?

- Не хочу отвечать на этот вопрос, он слишком личный. Пожалуйста, следующий.

- Возможно, несколько гипотетический вопрос. В Чешской Республике есть пилот, его зовут Томаш Энге. В этом сезоне он провел три гонки за «Прост», и сейчас у него два предложения. Первое исходит от слабой команды «Ф-1», другое – от хорошей команды «Ф-3000» с местом тестера в «Ф-1». Что бы Вы ему посоветовали как двукратный чемпион мира?

- Я могу поделиться своим личным опытом. У него была великая возможность провести три гран-при. Уверен, что теперь он понимает «Формулу-1». Я встречался с ним пару раз и понял: он – чрезвычайно достойный человек. Если бы я был на его месте, то не пошел бы в «Ф-3000» и не становился тест-пилотом. Я бы однозначно выбрал «Формулу-1», даже если оказался в самой слабой команде. Все руководители команд и спонсоры следят и за пилотами-лидерами, и за теми, кто идет последними, и за теми, кто между ними. Если ему удастся выполнить фантастическую работу в любой команде и выступить лучше, чем он может, то в один прекрасный день он займет место пилота в сильной конюшне. Но он должен быть очень сильным, ему требуется много терпения и огромная поддержка от друзей, менеджеров и, конечно же, от всей страны.

- Какие воспоминания остались у Вас об Аэртоне Сенне?

- Много лет прошло с тех пор, как он ушел от нас, но, когда я его вспоминаю, кажется, что это было вчера. Определенно, он всегда с нами и всегда с «Формулой-1». Я не слишком хорошо знал его лично. Когда мы выступали вместе, он желал сменить команду, так как уровень его мотивации не был на высоте в то время. Но он был настоящим профессионалом, очень жестким гонщиком. Мне трудно говорить о нем, поскольку мы совместно провели лишь три гонки; его и мои результаты по времени были очень близки, и на секторах круга, и на секторах в квалификациях, и в гонке… Я не хочу продолжать, давайте сменим тему.

- Вы не боитесь потерять место в команде на сезон 2003 года, если, к примеру, Дэвид и Кими выиграют Чемпионат?

- Во-первых, надо сказать, что это восхитительная ситуация. «Макларен-Мерседес» – единственная команда, которая может позволить себе расстаться с кем-то из незаурядных пилотов! Что касается Вашего вопроса, то все может случиться. Возможна ситуация, что они будут доминировать в следующем году. Тогда Рону Деннису придется принимать трудное решение. Давайте подождем и увидим, что произойдет.

- Если бы сезон сложился для Вас более удачно, могло ли быть Ваше решение [пропустить год] иным?

- Возможно.

- Вы планируете приехать на некоторые гран-при следующего чемпионата в качестве зрителя? Билеты очень дороги; Рон Деннис не обещал Вам достать их бесплатно?

- Да, я планирую побывать на нескольких гран-при. Я хотел бы взглянуть на автомобиль – но издали. А билеты и в самом деле дорогие…

- Если Вы не получите место пилота в «Маклкрене-Мерседесе» или другой команде на следующий год, Вы не попробуете себя в других классах автогонок?

- Я об этом не думал и не могу Вам дать быстрого ответа прямо сейчас. Может быть, завтра.

- Вы не считаете, что Ник Хайдфельд был бы лучшей заменой для Вас, чем Кими Райконен? Они выступали в одной команде, и у Ника результаты были лучше, к тому же, он более опытен.

- Все зависит от того, с какой стороны смотреть. Ник был в «Формуле-1» дольше, чем Кими, но, если Вы глянете на результаты этого сезона, то Кими работал лучше Ника. Я объясню. Я не тот, человек, который слишком много критикует или сравнивает пилотов на предмет, кто из них лучше. Я не хочу это делать, поскольку это достаточно личный вопрос. Но повторю: если вы желаете побеждать, берите финна.

- Люди часто придаются лени, когда они ничего не делают: такова природа человека. Вы не боитесь этого? Вы не допускаете, что можете не вернуться?

- Конечно, возможно все. Я не знаю. Думаю, что никто из вас, и даже моя семья, не ответят на этот вопрос. Время покажет.

- Пилоты «Ф-1» обычно считают, что когда они задумываются о завершении карьеры, то начинают больше чувствовать опасность. К Вам это тоже относится?

- Да, это так. Если кто-то принимает решение, значит на то есть причины; они были и у моего решения взять годичный отпуск. Эти причины, начиная с середины сезона, все больше и больше заставляли меня думать об автогонках, о себе самом, о семье, обо всем остальном. Это порождает в Вас частичку страха. Не думаю, что это сильно влияло на мои результаты; в Индианаполесе результат был. Но внутри, умственно, когда вы знаете, что собираетесь взять отпуск, заставляет задуматься.

- А Вы бы не хотели в качестве отдыха прокатиться в двухместном болиде с Дэвидом Култхардом за рулем, сидя в кресле пассажира?

- Если честно, я буду чувствовать себя нормально с Дэвидом, поскольку я знаю и его возможности, и его скорость.

- Известно, что «Феррари» и «Макларен» придерживаются разных гоночных стратегий. Как Вы думаете, не могла бы команда измениться в том случае, если бы Дэвид имел лучшие шансы выиграть чемпионат?

- Я не расслышал вопроса (смеется). «Макларен» – это команда, которая всегда усердно работает, чтобы быть лучше. Для следующего сезона она трудится по различным направлениям, чтобы улучшить свои результаты. Они подробно проанализировали слабые стороны прошлого года и предшествовавших ему лет. Я уверен, что в следующем сезоне они собираются быть лучше, чем когда-либо. И тот факт, что меня с ними не будет, ничего не изменит.

- Вы вспоминаете команду «Лотус»? Что Вы чувствовали, когда она покинула «Формулу-1» в 1995 году?

- Я был опечален, поскольку «Лотус» – команда с именем. «Лотус» – это такая же марка, как «Макларен» и «Феррари». Он всегда был лидером «Формулы-1» в технологиях и развитии. Мое пребывание в «Лотусе» было фантастическим.

- Где была переломная точка в Вашей карьере, когда пилот, который не мог победить, начал вдруг выигрывать одну гонку за другой и стал чемпионом мира. Что произошло?

- Это была особенная ситуация. Я по своей натуре очень терпеливый, и я ждал результата. Когда пришла моя первая победа в 1997 году в испанском Хересе, это была последняя гонка сезона, а люди запоминают победителя первого и последнего гран-при. Всю зиму я чувствовал себя победителем. Я сам себе внушил большую уверенность, что могу побеждать. И когда начался сезон 1998 года, у меня было высочайшее доверие к самому себе. Я делал большое усилие для команды, для семьи, для друзей, и это придавало мне силы. Я вел очень упорядоченную жизнь, у меня была прекрасная подруга – ныне жена, - которая мне очень помогала. У меня были прекрасные друзья, верившие в меня и вдохновлявшие на победы. И у меня была команда, пережившая не лучшие времена, но понимавшая, что если они поддержат Мику, то смогут победить. Если все это сложить вместе, то получится наиболее способная к победам команда. И мы стали выигрывать. А еще в 1997 году к «Макларену» пришел «West». Все, включая спонсоров, двигали команду вперед. Было очень много вещей, позволивших нам стать столь сильными в 1998 году.

Спасибо. Всего доброго!

Сайт создан в системе uCoz