Этот
текст – копия пресс-конференции Мики
Хаккинена в Праге (Чехия), 22 ноября 2001 г.
- Мика, сезон завершился в середине
октября, как Вы провели время после
финальной гонки сезона?
-
Надо сказать, что это было прекрасное время.
Так как мы сообщили средствам массовой
информации, что я возьму годичный отпуск на
следующий сезон, то фантастически было
завершать этот год, зная, что я не должен
тратить зиму на психологическую подготовку
к сезону 2002 года. Это было в самом деле
хорошее время. Я проводил его вместе со
своей семьей, вместе с маленьким сыном Хуго,
встречался с друзьями без серьезного
настроя на будущее. И мое присутствие в
Праге хорошо именно тем, что оно не давит на
меня.
- Где и как Вы собираетесь встретить
Рождество и Новый год? Вам уже удалось
купить подарки?
-
Мы обязательно проведем Рождество и Новый
год в Финляндии так, как мы всегда старались
делать это в прошлом. Рождественские
подарки? Я собираюсь походить по магазинам
сегодня. В прошлый раз, когда я приезжал
сюда, у меня были очень похожие мероприятия
с «West»,
и моя жена ходила за покупками, но случилось
воскресение, и многие магазины были закрыты.
Что касается Вашего вопроса, то я в этом
году организую и куплю подарки таким
образом, чтобы не делать этого в последние
дни перед Рождеством.
- Как бы Вы могли охарактеризовать Кими
Райконена? Вы можете сравнить его стиль
пилотажа со своим? Каковы его шансы на
следующий сезон?
-
Для начала я вам кое-что скажу. Когда
контракт команды с Кими был подписан и
обнародован в прессе, я подумал, что это –
фантастика, поскольку я всегда говорил Рону
Деннису и другим: если вы желаете побеждать
– возьмите финна. Он талантлив и, принимая
во внимание его опыт в автогонках, его
результаты были великолепными, он совершал
удивительно мало ошибок. По пятибальной
шкале я бы дал ему однозначно выше 4-х. Думаю,
что его шансы в следующем сезоне будут
высокими благодаря команде. Он оказался в
наилучшей из возможных команд, поскольку
она даст ему максимум возможностей и может
вдохновить на победы. Я это знаю из
собственного опыта, т.к. когда сам пришел в
команду, и мне было 22 или 23 года, то я получил
огромную поддержку от управляющих, от
механиков, от партнеров; я знаю, что сижу
здесь сегодня именно поэтому, и именно
поэтому я смог дважды стать чемпионом мира.
Перед Кими открылся весь мир…
- Есть предположение, что Мика
собирается работать на тестах для «Макларен-Мерседес»
в следующем сезоне. Это правда?
-
Дэвид уже просил меня работать на тестах.
Это стало небольшим сюрпризом для меня, но я
думаю, что этот вопрос достаточно серьезен.
Вы знаете, что команда на следующий год
сменила шины с «Бриджстоуна» на «Мишлен», и
теперь важно иметь как можно больше мнений
разных пилотов о том, каково состояние
покрышек и как они подходят машине. В данный
момент ситуация такова, что я нахожусь в
отпуске и провожу с семьей столько времени,
сколько могу и еще не думал о работе на
тестах. Сейчас я не хочу быть на тестах и,
естественно, нет контракта.
- Я хотел бы сравнить Мику с Ники Лаудой
и Аленом Простом, которые также брали паузу,
а затем возвращались. Но с тех пор времена
изменились. Не будет ли слишком сложно
возвращаться через год?
-
Сейчас это более сложно, но не по причине
вождения. Сложность состоит в технологии - в
электронике - в трекшен-контроле, например.
Есть очень много непростых вещей, которые
могут сделать возвращение чрезвычайно
тяжелым. Я хочу выступать в сезоне 2003 года, и
мне придется серьезно вникать во все
изменения в автомобиле, придется понимать
электронику.
- Когда Вы начнете скучать по кокпиту «Формулы-1»,
или это уже случилось?
-
Я еще не скучаю без гран-при. Слишком рано.
Минуло всего несколько недель после
завершения чемпионата в Сузуке, и я вообще
не думал о гонках. Рано или поздно это
произойдет: я буду думать и о гонках, и о
пилотировании, так как они – моя страсть;
уверен, что она вернется. Может быть завтра,
может быть в январе или июле, это невозможно
узнать. Но сейчас я стараюсь об этом не
думать.
- Как выглядит обычный день Мики
Хаккинена?
-
Не хочу отвечать на этот вопрос, он слишком
личный. Пожалуйста, следующий.
- Возможно, несколько гипотетический
вопрос. В Чешской Республике есть пилот, его
зовут Томаш Энге. В этом сезоне он провел
три гонки за «Прост», и сейчас у него два
предложения. Первое исходит от слабой
команды «Ф-1», другое – от хорошей команды «Ф-3000»
с местом тестера в «Ф-1». Что бы Вы ему
посоветовали как двукратный чемпион мира?
-
Я могу поделиться своим личным опытом. У
него была великая возможность провести три
гран-при. Уверен, что теперь он понимает «Формулу-1».
Я встречался с ним пару раз и понял: он –
чрезвычайно достойный человек. Если бы я
был на его месте, то не пошел бы в «Ф-3000» и не
становился тест-пилотом. Я бы однозначно
выбрал «Формулу-1», даже если оказался в
самой слабой команде. Все руководители
команд и спонсоры следят и за пилотами-лидерами,
и за теми, кто идет последними, и за теми, кто
между ними. Если ему удастся выполнить
фантастическую работу в любой команде и
выступить лучше, чем он может, то в один
прекрасный день он займет место пилота в
сильной конюшне. Но он должен быть очень
сильным, ему требуется много терпения и
огромная поддержка от друзей, менеджеров и,
конечно же, от всей страны.
- Какие воспоминания остались у Вас об
Аэртоне Сенне?
-
Много лет прошло с тех пор, как он ушел от
нас, но, когда я его вспоминаю, кажется, что
это было вчера. Определенно, он всегда с
нами и всегда с «Формулой-1». Я не слишком
хорошо знал его лично. Когда мы выступали
вместе, он желал сменить команду, так как
уровень его мотивации не был на высоте в то
время. Но он был настоящим профессионалом,
очень жестким гонщиком. Мне трудно говорить
о нем, поскольку мы совместно провели лишь
три гонки; его и мои результаты по времени
были очень близки, и на секторах круга, и на
секторах в квалификациях, и в гонке… Я не
хочу продолжать, давайте сменим тему.
-
Вы не боитесь потерять место в команде
на сезон 2003 года, если, к примеру, Дэвид и
Кими выиграют Чемпионат?
-
Во-первых, надо сказать, что это
восхитительная ситуация. «Макларен-Мерседес»
– единственная команда, которая может
позволить себе расстаться с кем-то из
незаурядных пилотов! Что касается Вашего
вопроса, то все может случиться. Возможна
ситуация, что они будут доминировать в
следующем году. Тогда Рону Деннису придется
принимать трудное решение. Давайте
подождем и увидим, что произойдет.
-
Если бы сезон сложился для Вас более
удачно, могло ли быть Ваше решение [пропустить
год] иным?
-
Возможно.
- Вы планируете приехать на некоторые
гран-при следующего чемпионата в качестве
зрителя? Билеты очень дороги; Рон Деннис не
обещал Вам достать их бесплатно?
-
Да, я планирую побывать на нескольких гран-при.
Я хотел бы взглянуть на автомобиль – но
издали. А билеты и в самом деле дорогие…
- Если Вы не получите место пилота в «Маклкрене-Мерседесе»
или другой команде на следующий год, Вы не
попробуете себя в других классах автогонок?
-
Я об этом не думал и не могу Вам дать
быстрого ответа прямо сейчас. Может быть,
завтра.
- Вы не считаете, что Ник Хайдфельд был
бы лучшей заменой для Вас, чем Кими Райконен?
Они выступали в одной команде, и у Ника
результаты были лучше, к тому же, он более
опытен.
-
Все зависит от того, с какой стороны
смотреть. Ник был в «Формуле-1» дольше, чем
Кими, но, если Вы глянете на результаты
этого сезона, то Кими работал лучше Ника. Я
объясню. Я не тот, человек, который слишком
много критикует или сравнивает пилотов на
предмет, кто из них лучше. Я не хочу это
делать, поскольку это достаточно личный
вопрос. Но повторю: если вы желаете
побеждать, берите финна.
- Люди часто придаются лени, когда они
ничего не делают: такова природа человека.
Вы не боитесь этого? Вы не допускаете, что
можете не вернуться?
-
Конечно, возможно все. Я не знаю. Думаю, что
никто из вас, и даже моя семья, не ответят на
этот вопрос. Время покажет.
- Пилоты «Ф-1» обычно считают, что когда
они задумываются о завершении карьеры, то
начинают больше чувствовать опасность. К
Вам это тоже относится?
-
Да, это так. Если кто-то принимает решение,
значит на то есть причины; они были и у моего
решения взять годичный отпуск. Эти причины,
начиная с середины сезона, все больше и
больше заставляли меня думать об
автогонках, о себе самом, о семье, обо всем
остальном. Это порождает в Вас частичку
страха. Не думаю, что это сильно влияло на
мои результаты; в Индианаполесе результат
был. Но внутри, умственно, когда вы знаете,
что собираетесь взять отпуск, заставляет
задуматься.
- А Вы бы не хотели в качестве отдыха
прокатиться в двухместном болиде с Дэвидом
Култхардом за рулем, сидя в кресле
пассажира?
-
Если честно, я буду чувствовать себя
нормально с Дэвидом, поскольку я знаю и его
возможности, и его скорость.
- Известно, что «Феррари» и «Макларен»
придерживаются разных гоночных стратегий.
Как Вы думаете, не могла бы команда
измениться в том случае, если бы Дэвид имел
лучшие шансы выиграть чемпионат?
-
Я не расслышал вопроса (смеется).
«Макларен» – это команда, которая всегда
усердно работает, чтобы быть лучше. Для
следующего сезона она трудится по
различным направлениям, чтобы улучшить
свои результаты. Они подробно
проанализировали слабые стороны прошлого
года и предшествовавших ему лет. Я уверен,
что в следующем сезоне они собираются быть
лучше, чем когда-либо. И тот факт, что меня с
ними не будет, ничего не изменит.
- Вы вспоминаете команду «Лотус»? Что Вы
чувствовали, когда она покинула «Формулу-1»
в 1995 году?
-
Я был опечален, поскольку «Лотус» – команда
с именем. «Лотус» – это такая же марка, как «Макларен»
и «Феррари». Он всегда был лидером «Формулы-1»
в технологиях и развитии. Мое пребывание в «Лотусе»
было фантастическим.
- Где была переломная точка в Вашей
карьере, когда пилот, который не мог
победить, начал вдруг выигрывать одну гонку
за другой и стал чемпионом мира. Что
произошло?
-
Это была особенная ситуация. Я по своей
натуре очень терпеливый, и я ждал
результата. Когда пришла моя первая победа
в 1997 году в испанском Хересе, это была
последняя гонка сезона, а люди запоминают
победителя первого и последнего гран-при.
Всю зиму я чувствовал себя победителем. Я
сам себе внушил большую уверенность, что
могу побеждать. И когда начался сезон 1998
года, у меня было высочайшее доверие к
самому себе. Я делал большое усилие для
команды, для семьи, для друзей, и это
придавало мне силы. Я вел очень
упорядоченную жизнь, у меня была прекрасная
подруга – ныне жена, - которая мне очень
помогала. У меня были прекрасные друзья,
верившие в меня и вдохновлявшие на победы. И
у меня была команда, пережившая не лучшие
времена, но понимавшая, что если они
поддержат Мику, то смогут победить. Если все
это сложить вместе, то получится наиболее
способная к победам команда. И мы стали
выигрывать. А еще в 1997 году к «Макларену»
пришел «West».
Все, включая спонсоров, двигали команду
вперед. Было очень много вещей, позволивших
нам стать столь сильными в 1998 году.
Спасибо. Всего доброго!