Все идет своим чередом

Прошедший в воскресение гран-при Сан-Марино стал не только самой скучной гонкой этого сезона, но и самой неинтересной гонкой за несколько последних лет. До старта предположить такое было трудно: Имола – очень быстрая и опасная трасса, на ней всегда происходили чрезвычайно интересные схватки. В этот раз дополнительной интригой обещала стать погода: всю пятницу шел дождь, в субботу сгущались тучи, а в воскресение за пять минут до старта на асфальт упали первые капли влаги. Но стихия так и не решилась вмешаться в борьбу болидов «Формулы-1».

Квалификация прошла очень интересно: пилоты показали сумасшедшие скорости, раз за разом улучшая результаты на круге. Две «Феррари» устроили нешуточную борьбу за поул, жертвой которой пал бедный Алекс Йонг, а «Уильямсы» расположились не так и далеко, грозно подпирая первый ряд. Тем не менее, гонка разочаровала всех влюбленных в «Формулу-1», за исключением, разумеется, «ферраристов».

Тот факт, что Монтойя и Шумахер не стояли на одной стартовой линии, обещал первый в сезоне безаварийный старт. Так и произошло, если не считать технического схода Макниша. В первом повороте развернулась борьба: Ральфу удалось пройти Баррикелло, а Райкконен восхитительным маневром обошел своего напарника. Но на этом почти все интересное закончилось. Обстановку оживляли только постоянно заезжавшие на пит-лейн «Зауберы», которые, пытаясь наверстать упущенное, совершили большую часть редких обгонов. Остальные двигались, слабо обозначая возможность борьбы. Кто хотел нарушить существующий табель о рангах «Формулы-1», тот, как правило, сходил (за исключением Баттона), кому сразу не повезло, так уж не везло всю гонку («Заубер»); все же остальные приехали в легко прогнозируемом порядке. Ральфу удалось до первого пит-стопа продержаться впереди Баррикелло, но «Феррари» с каждым кругом шли все быстрее, и во второй половине гонки у «Уильямса» шансов не осталось. Даже шестисекундная заминка бразильца на втором пит-стопе (умышленная или случайная?) не позволили Ральфу повторить «двойной Шум» Интерлагоса. Удивительно провалился Монтойя… Казалось, что на скоростной трассе он не даст спокойной жизни лидерам. Однако в тренировочном стиле вождения и в безнадежном удалении от борьбы за места на подиуме с трудом угадывался решительный колумбийский пилот. Последняя надежда на интригу растаяла вместе с тучами над итальянским автодромом…

Все происходившее в Имоле очень напоминало обычный «проходной» матч в футболе или хоккее. Казалось, что все заранее были согласны с результатами, и только самые ленивые не получили то, что само просилось им в руки. Команды выбрали на удивление одинаковую тактику с двумя пит-стопами и после них борьба была лишь позиционной, но не реальной. По скудности событий гонка была похожа на Хунгарроринг, а не на непредсказуемую Имолу. Лидеры доказали свое превосходство, «первая лига» («Макларен», «Рено», «Заубер») проиграла круг, «вторая лига» («Джордан», «Ягуар», «Тойота», «Эрроуз») за бесполезностью борьбы сошла в полном составе, а замкнула финишный список одинокая «Минарди». Все идет своим чередом: Шумахер – к пятому титулу, «Феррари» - к Кубку конструкторов, «Уильямс» - к почетному второму месту…

Предоставим право поклонникам «Уильямса» и «Феррари» решать, почему Маранелло имело такое преимущество: из-за шин, или из-за нового болида F-2002. Нас интересует «Макларен», который провел этот гран-при из рук вон плохо. Очень печально выглядит разница между огромной работой Уокинга вне гонок и мизерными результатами на трассах. Одно очко Имолы: неужели это отдача от полного доминирования на тестах в межсезонье, многомиллионного строительства нового завода «Парагон», кадрового усиления команды, смены поставщика шин, наконец, производства и доводки нового болида? «Уильямс» и «Феррари» никаких революционных изменений в своих структурах не делали и, тем не менее, их отрыв вырос до космических масштабов. Кажется, что это они совершали основательную перетряску, в то время, как Уокинг начал сезон на прошлогоднем уровне. Даже не верится, что за год можно совершить такое падение в пропасть! В прошлом сезоне (вы еще не забыли?) в Имоле два «Макларена» стартовали с первого ряда, а обладатель поула Култхард «привез» в квалификации Шумахеру-старшему больше полусекунды! А ведь тогда на тренировочных заездах и Дэвид, и Мика под дождем стабильно проигрывали «красным» более секунды. Теперь же, во втором субботнем заезде, Култхард показал очень неплохое второе время в полусекунде от Шумахера и, тем не менее, в квалификации оба «Макларена» безнадежно отстали. И если Кими проиграл ровно секунду, то Култхард - почти полторы! Год назад «серебряным стрелам» не удалось победить, но второе и четвертое место, а также реальная борьба за победу, выглядели роскошно в сравнении со вчерашним кошмаром. И еще одно сравнение: в 2001 лучший из «Макларенов» отстал от победителя на четыре секунды, в 2002 – на один круг… Итак – один круг за один год. Если это не катастрофа, то как это еще можно назвать?

А все могло быть и немного лучше. По крайней мере, Кими заслуживал пятого места. В начале он даже смог навязать борьбу Монтойе, затем подотстал, но не давал ни единого шанса как «Рено», так и Култхарду. Молодой финн действительно сражался и закончил борьбу на 44-м круге по очень экзотической причине: поломка выхлопной трубы и попадание газов в подвеску; так, по крайней мере, объяснили сход в официальном пресс-релизе. Более чем странная поломка: команды-лидеры таких подарков соперникам не делают. Третий технический сход Кими подряд! Не лучше ли было ему остаться в более надежном «Заубере»? Но лучше было сойти, чем ехать подобно Дэвиду, который в тот день даже не заслуживал звания второго пилота команды. Он почему-то двигался по трассе все медленнее и медленнее, в то время как герой гонки Баттон все быстрее и быстрее. Сначала показалось, что Култхард – единственный пилот, решившийся на один пит-стоп, но после второй остановки он прекратил борьбу, отставая от Баттона все дальше. Седьмое место – все, чего он заслуживал, но из-за схода Кими Уокинг все же удостоился одного очка. Возможно, чтобы избежать позора отставания на круг, Култхарду тоже стоило сойти, однако набранного очка хватило для сохранения «почетного» третьего места в Кубке. Но дело даже не в шестом месте, а в безнадежном отставании. Со старта «Макларены» стали стабильно проигрывать по две секунды на круге, хотя впереди их не задерживали более медленные машины. К 17-му кругу Кими отстал на 29 секунд, а Дэвид – на 36. А лучшие круги, т.е. предел возможности команды на Имоле, оказались хуже «Феррари» почти на две секунды. Правда, одной из причин такого разрыва называют шины «Мишлен», которые пока совершенно не приспособлены к холодной трассе.

К сожалению, после Сан-Марино иной задачи, чем борьба за третье место в Кубке конструкторов «Макларену» не осталось. Вряд ли стоит считать серьезной задачей схватку за 5-6-е места в Чемпионате пилотов. Теперь команде в каждой гонке придется надеяться на случайности: на сходы лидеров, на дождь, на неудачи соперников при сменах колес или дозаправках. Невеселая перспектива! Может быть в Барселоне, которая успела стать тестовой трассой «Макларена», Уокинг и будет иметь некоторые шансы на победу однако даже в это верится с трудом. Но все же, будем надеяться, что это гран-при было низшей точкой падения, и затем последует медленное улучшение результатов. Судя по всему, уже сейчас команде надо готовиться к следующему сезону, проектируя совершено новый болид. И – я в этом уверен – Рон Деннис уже всерьез подумывает о целесообразности дальнейшей работы вместе с «Мерседесом». «Макларену» требуется серьезное обновление, которое должно коснуться всех звеньев цепи. Иначе к Имоле-2003 отставание от лидеров может составить и два круга…

15.04.2002. «Макларен»-аналитики.

Сайт создан в системе uCoz