Все идет своим чередом
Прошедший в
воскресение гран-при Сан-Марино стал не
только самой скучной гонкой этого сезона,
но и самой неинтересной гонкой за несколько
последних лет. До старта предположить такое
было трудно: Имола – очень быстрая и
опасная трасса, на ней всегда происходили
чрезвычайно интересные схватки. В этот раз
дополнительной интригой обещала стать
погода: всю пятницу шел дождь, в субботу
сгущались тучи, а в воскресение за пять
минут до старта на асфальт упали первые
капли влаги. Но стихия так и не решилась
вмешаться в борьбу болидов «Формулы-1».
Квалификация
прошла очень интересно: пилоты показали
сумасшедшие скорости, раз за разом улучшая
результаты на круге. Две «Феррари» устроили
нешуточную борьбу за поул, жертвой которой
пал бедный Алекс Йонг, а «Уильямсы»
расположились не так и далеко, грозно
подпирая первый ряд. Тем не менее, гонка
разочаровала всех влюбленных в «Формулу-1»,
за исключением, разумеется, «ферраристов».
Тот факт, что
Монтойя и Шумахер не стояли на одной
стартовой линии, обещал первый в сезоне
безаварийный старт. Так и произошло, если не
считать технического схода Макниша. В
первом повороте развернулась борьба:
Ральфу удалось пройти Баррикелло, а
Райкконен восхитительным маневром обошел
своего напарника. Но на этом почти все
интересное закончилось. Обстановку
оживляли только постоянно заезжавшие на
пит-лейн «Зауберы», которые, пытаясь
наверстать упущенное, совершили большую
часть редких обгонов. Остальные двигались,
слабо обозначая возможность борьбы. Кто
хотел нарушить существующий табель о
рангах «Формулы-1», тот, как правило, сходил (за
исключением Баттона), кому сразу не повезло,
так уж не везло всю гонку («Заубер»); все же
остальные приехали в легко прогнозируемом
порядке. Ральфу удалось до первого пит-стопа
продержаться впереди Баррикелло, но «Феррари»
с каждым кругом шли все быстрее, и во второй
половине гонки у «Уильямса» шансов не
осталось. Даже шестисекундная заминка
бразильца на втором пит-стопе (умышленная
или случайная?) не позволили Ральфу
повторить «двойной Шум» Интерлагоса.
Удивительно провалился Монтойя… Казалось,
что на скоростной трассе он не даст
спокойной жизни лидерам. Однако в
тренировочном стиле вождения и в
безнадежном удалении от борьбы за места на
подиуме с трудом угадывался решительный
колумбийский пилот. Последняя надежда на
интригу растаяла вместе с тучами над
итальянским автодромом…
Все
происходившее в Имоле очень напоминало
обычный «проходной» матч в футболе или
хоккее. Казалось, что все заранее были
согласны с результатами, и только самые
ленивые не получили то, что само просилось
им в руки. Команды выбрали на удивление
одинаковую тактику с двумя пит-стопами и
после них борьба была лишь позиционной, но
не реальной. По скудности событий гонка
была похожа на Хунгарроринг, а не на
непредсказуемую Имолу. Лидеры доказали
свое превосходство, «первая лига» («Макларен»,
«Рено», «Заубер») проиграла круг, «вторая
лига» («Джордан», «Ягуар», «Тойота», «Эрроуз»)
за бесполезностью борьбы сошла в полном
составе, а замкнула финишный список
одинокая «Минарди». Все идет своим чередом:
Шумахер – к пятому титулу, «Феррари» - к
Кубку конструкторов, «Уильямс» - к
почетному второму месту…
Предоставим
право поклонникам «Уильямса» и «Феррари»
решать, почему Маранелло имело такое
преимущество: из-за шин, или из-за нового
болида F-2002.
Нас интересует «Макларен», который провел
этот гран-при из рук вон плохо. Очень
печально выглядит разница между огромной
работой Уокинга вне гонок и мизерными
результатами на трассах. Одно очко Имолы:
неужели это отдача от полного
доминирования на тестах в межсезонье,
многомиллионного строительства нового
завода «Парагон», кадрового усиления
команды, смены поставщика шин, наконец,
производства и доводки нового болида? «Уильямс»
и «Феррари» никаких революционных
изменений в своих структурах не делали и,
тем не менее, их отрыв вырос до космических
масштабов. Кажется, что это они совершали
основательную перетряску, в то время, как
Уокинг начал сезон на прошлогоднем уровне.
Даже не верится, что за год можно совершить
такое падение в пропасть! В прошлом сезоне (вы
еще не забыли?) в Имоле два «Макларена»
стартовали с первого ряда, а обладатель
поула Култхард «привез» в квалификации
Шумахеру-старшему больше полусекунды! А
ведь тогда на тренировочных заездах и Дэвид,
и Мика под дождем стабильно проигрывали «красным»
более секунды. Теперь же, во втором
субботнем заезде, Култхард показал очень
неплохое второе время в полусекунде от
Шумахера и, тем не менее, в квалификации оба
«Макларена» безнадежно отстали. И если Кими
проиграл ровно секунду, то Култхард - почти
полторы! Год назад «серебряным стрелам» не
удалось победить, но второе и четвертое
место, а также реальная борьба за победу,
выглядели роскошно в сравнении со
вчерашним кошмаром. И еще одно сравнение: в
2001 лучший из «Макларенов» отстал от
победителя на четыре секунды, в 2002 – на один
круг… Итак – один круг за один год. Если это
не катастрофа, то как это еще можно назвать?
А все могло
быть и немного лучше. По крайней мере, Кими
заслуживал пятого места. В начале он даже
смог навязать борьбу Монтойе, затем
подотстал, но не давал ни единого шанса как
«Рено», так и Култхарду. Молодой финн
действительно сражался и закончил борьбу
на 44-м круге по очень экзотической причине:
поломка выхлопной трубы и попадание газов в
подвеску; так, по крайней мере, объяснили
сход в официальном пресс-релизе. Более чем
странная поломка: команды-лидеры таких
подарков соперникам не делают. Третий
технический сход Кими подряд! Не лучше ли
было ему остаться в более надежном «Заубере»?
Но лучше было сойти, чем ехать подобно
Дэвиду, который в тот день даже не
заслуживал звания второго пилота команды.
Он почему-то двигался по трассе все
медленнее и медленнее, в то время как герой
гонки Баттон все быстрее и быстрее. Сначала
показалось, что Култхард – единственный
пилот, решившийся на один пит-стоп, но после
второй остановки он прекратил борьбу,
отставая от Баттона все дальше. Седьмое
место – все, чего он заслуживал, но из-за
схода Кими Уокинг все же удостоился одного
очка. Возможно, чтобы избежать позора
отставания на круг, Култхарду тоже стоило
сойти, однако набранного очка хватило для
сохранения «почетного» третьего места в
Кубке. Но дело даже не в шестом месте, а в
безнадежном отставании. Со старта «Макларены»
стали стабильно проигрывать по две секунды
на круге, хотя впереди их не задерживали
более медленные машины. К 17-му кругу Кими
отстал на 29 секунд, а Дэвид – на 36. А лучшие
круги, т.е. предел возможности команды на
Имоле, оказались хуже «Феррари» почти на
две секунды. Правда, одной из причин такого
разрыва называют шины «Мишлен», которые
пока совершенно не приспособлены к
холодной трассе.
К сожалению,
после Сан-Марино иной задачи, чем борьба за
третье место в Кубке конструкторов «Макларену»
не осталось. Вряд ли стоит считать
серьезной задачей схватку за 5-6-е места в
Чемпионате пилотов. Теперь команде в каждой
гонке придется надеяться на случайности: на
сходы лидеров, на дождь, на неудачи
соперников при сменах колес или
дозаправках. Невеселая перспектива! Может
быть в Барселоне, которая успела стать
тестовой трассой «Макларена», Уокинг и
будет иметь некоторые шансы на победу
однако даже в это верится с трудом. Но все же,
будем надеяться, что это гран-при было
низшей точкой падения, и затем последует
медленное улучшение результатов. Судя по
всему, уже сейчас команде надо готовиться к
следующему сезону, проектируя совершено
новый болид. И – я в этом уверен – Рон
Деннис уже всерьез подумывает о
целесообразности дальнейшей работы вместе
с «Мерседесом». «Макларену» требуется
серьезное обновление, которое должно
коснуться всех звеньев цепи. Иначе к Имоле-2003
отставание от лидеров может составить и два
круга…
15.04.2002. «Макларен»-аналитики.