Большой цирк на Нюрнбургринге.

Осталась позади первая половина Чемпионата мира «Формулы-1» 2002 г. Борьба за первое место и Кубок конструкторов практически завершена, отныне предстоит лишь схватка за вторые и третьи места. В командном зачете она развернется, скорее всего, между «Маклареном» и «Уильямсом», схватку между которыми мы и могли наблюдать на прошедшем в минувшие выходные гран-при Европы.

Как и автодром в Канаде, Нюрнбургринг в этом сезоне был перестроен. Думается, это было сделано для того, чтобы придать трассе хоть чуточку славы легендарного 22-х километрового Нюрнбургринга, видевшего как минуты триумфа великих чемпионов, так и минуты трагедии. Современная трасса была совершенно лишена лица и отличалась на редкость скучными гонками. Теперь, когда был добавлен 600-от метровый извилистый участок после стартовой прямой, трек стал интереснее: появился захватывающий первый поворот и увеличилось число обгонов. Недоставало только одной интриги: борьбы за победу…

Главной задачей «Макларена» на гран-при Европы было развить успех двух последних гонок, во время которых явно наблюдались признаки выздоровления от тяжелой болезни начала года. После второго места в Канаде команда провела четырехдневную тестовую сессию в Хересе. Все дни пилоты «серебряных стрел» показывали лучшие результаты (опережая даже «Феррари»), а Кими установил новый рекорд круга. Судя по интервью официальных лиц Уокинга, ими планировалось применить на машинах некоторые новинки, которые должны помочь повысить результаты. И уже после пятничных тренировочных заездов на Нюрнбургринге лучшее время неожиданно осталось за Култхардом, а его напарник стал третьим. В субботу Кими поднялся еще на строчку вверх, а Култхард неожиданно провалился – лишь седьмое время. Стало ясно, что в квалификации команда, скорее всего, разделит свою прошлогоднюю судьбу и проиграет основным конкурентам. Так и получилось: пятое и шестое место – это лучшее, на что мог рассчитывать Уокинг. Но был один очень радостный момент: и Дэвид, и Кими хоть и уступили «Уильямсу» и «Феррари» первые две линии, однако не отстали на удручающую секунду, как это случалось несколько гонок подряд, а проиграли поул-позиции Монтойи 64 и 68 сотых. Это, конечно, не мало, но уже и не так много, особенно, если учесть, что Баррикелло и Култхарда разделили менее двух десятых.

На старте команды выстроились удивительно гармонично: два «Уильямса», две «Феррари», два «Макларена», два «Рено»; почти согласно положению в Кубке конструкторов, если не считать первенство «Уильямсов» над «красными». Все предсказывало достаточно острую борьбу: одна британская команда целиком захватила первую линию, другая основательно настраивалась на гонку в пятницу. Тем удивительнее, что «Феррари» на голову превзошла и «Уильямс», и «Макларен». Старт оказался очень увлекательным: плотная группа автомобилей, разбившаяся на двойки и тройки, двигалась по извилистому первому сектору трассы. Каким-то образом удалось избежать аварий, не считая столкновения двух «Джорданов», у которых такие эксцессы, похоже, входят в привычку. В стане лидеров необъяснимо провалился Монтойя: он сначала выпустил вперед Ральфа, затем Баррикелло и, наконец, Шумахера, хотя едва минула первая треть круга! После гонки колумбиец, почти полностью пропустивший ворм-ап, жаловался на плохую управляемость болида. Правда, оставшись четвертым, он не пропустил «Макларены», которым удался вполне сносный старт. Култхард едва не опередил в первом повороте двух «красных», но их полупустые баки позволили им сохранить позиции. Кими же, напротив, был атакован двумя «Рено», которые, казалось бы, уже вышли вперед, однако финну все же удалось отбить притязания Баттона. На третьем круге положение первой восьмерки гонщиков стало строго соответствовать официальному зачету Кубка конструкторов: две «Феррари» стремительно отрывались, за ними шли ошеломленные «Уильямсы», затем два «Макларена», вновь проигрывающие красным по две секунды на круге, и две «Рено», отчаянно давившие на Кими. Стало очевидным, что «красные» идут на два пит-стопа, а их преследователи – на один. Почему «серебряные стрелы» опять не рискнули и не зарядили хотя бы одну из двух машин на прорыв – остается только гадать. Возможно, тогда бы Култхард смог опередить «Уильямсы» уже на первых кругах, а так и тактику «Макларена» было очень легко угадать – единственный, как можно дольше затянутый пит-стоп.

После первых десяти кругов вопрос о победителе был практически снят: «красные» улетели слишком далеко. Однако дела у «Макларена» обстояли не так плохо: Култхард держался за Монтойей, а Кими сдерживал натиск «Рено». Но вскоре начались неудачи: Райкконен слишком сильно перетормозил при входе в первый поворот 17-го круга, проехал по гравию и выпустил вперед Баттона. Не думаю, что следует укорять финна за неточность: в новом повороте многие ошибались, а сам пятикратный чемпион вылетел на обочину в «РТЛ-Курве» и потерял 10 секунд! С Шумахером такого давно не случалось, поскольку давно ему никто не навязывал серьезной борьбы, как это сделал Рубенс. Но, как ни странно, ошибка чемпиона абсолютно не поколебало его второй позиции. Казалось, что «Феррари» идет в каком-то ином, космическом измерении, а настоящая гонка начинается только с третьего места, где намечалась кульминация гран-при: борьба «Уильямсов» и «Макларенов». Бело-синие британцы почему-то резко сдали, и Култхард принялся атаковать Монтойю. Но лишь самый наивный болельщик мог надеяться, что колумбиец сдастся без борьбы: у него явно были проблемы с болидом, но защищался он изо всех сил. На финишной прямой Дэвид опрометчиво бросился обгонять по внешней траектории, хотя прекрасно помнил, что на старте ему такой маневр не удался. Однако все понимавший Монтойя не пустил бы его в поворот по внутреннему радиусу… Скорее всего, ему бы удалось сохранить позицию впереди, однако слишком позднее торможение привело к срыву заднего моста и удару по переднему колесу Култхарда. Искать в этой ситуации виноватого – значит ничего не понимать в гонках. Просто в очень опасном повороте сошлись два очень быстрых пилота, для которых вираж оказался слишком тесен. Чрезвычайно обидно за Дэвида, но Монтойю тоже жаль: состояние автомобиля не позволило совершить ему красивейший маневр защиты. А больше всех проиграл весь гран-при, поскольку борьба между двумя британскими конюшнями могла бы продолжаться дальше в полном составе. После этого Кими мгновенно догнал Ральфа, но того тут же зазвали в боксы. Нескольких быстрых кругов с почти пустыми баками хватило финну, чтобы опередить на пит-стопе в конец расклеившийся «Уильямс». Отныне за третье место Райкконена можно было не беспокоиться: главное, чтобы не отказала техника. Преследователь Шумахер-младший отставал все дальше, а его самого медленно догонял Баттон.

А на второй половине гонки зрители стали свидетелями настоящего циркового представления под названием «Пропустит – не пропустит?». После кратковременного вылета Шумахер бросился в погоню за Баррикелло, но бразилец не собирался уступать без боя. Рубенс прекрасно понимал, что разбирательства ФИА бывают не каждый день и, возможно, он держит в руках последний шанс одержать вторую победу в карьере. Бесспорно, руководство «Скудерии» заслуживает самой искренней жалости. Вы представляете, какие цифры стояли на кону?! Шестидесятая победа Шумахера и пятьдесят (!) очков преимущества в чемпионате! У Сенны такого не было, у Проста не было, у Менселла не было, а у него – Шума – будет! Сорок шесть, конечно, тоже не плохо, но не полста же! Вы представляете, как хотелось Тодту и Брауну «пропустить» чемпиона мимо Баррикелло. Но грядущее разбирательство ФИА по поводу австрийских проделок грозило «Скудерии» вердиктом «жулики-рецедивисты». А это могло повлечь потерю и тридцати двух очков… Так что задача была очень не простой: как поменять две красных машины местами и при этом выйти сухими из воды. Дистанция гонки таяла, а гениальная мысль никак не приходила в головы стратегам Шумахера. В итоге им все же пришлось с тяжелым сердцем согласиться на заслуженную победу Рубенса и отказаться от незаслуженного триумфа чемпиона….

Вообще ФИА, затеяв следствие по австрийскому делу, поставила себя почти в безвыходное положение. Раз уж влезли в историю, то надо будет принимать какие-то санкции. Но какие? Нельзя же всерьез наказывать «Феррари», поскольку неизвестно, в чем они виноваты. С точки зрения видов спорта, связанных с командами и скоростью, «Скудерия» права: и в легкой атлетике и в лыжных состязаниях часто бывает, что более сильных спортсменов пропускают более слабые ради результатов команды. Другое дело: соответствует ли поступок «Феррари» духу автогонок, духу «Формулы-1»? А это уже вопрос морали. Но когда вопросы морали пытаются решить юридическим путем, то становится только хуже. Запретить вердиктом ФИА пропускать партнеров по конюшне нелепо: тогда теряется командный дух «Формулы», теряется тактический смысл борьбы.  Но и оставить все без изменения теперь уже нельзя. То решение, к которому по слухам склоняется ФИА, поражает своей бестолковостью. Предлагается фактически отменить последний круг Шпильберга, тем самым вернув Рубенсу победу и оставив второе место Шумахеру. Но вместо наказания это будет приятный подарок «Феррари»: борьба за первое место почти закончена, но вице-чемпионский титул еще далеко не разыгран. И тут Баррикелло припишут четыре канцелярских очка, которые выведут его на второе место. Утрата же четырех пунктов Шумахером ему почти не повредит. Таким образом, дубль Австрии оборачивается дублем после первой половины чемпионата! Хорошо придумано! Думается, если ФИА действительно хочет наказать «Феррари» за подлог, то ей бы следовало оставить очки пилотам, но за неспортивное поведение команды лишить ее шестнадцати очков Кубка конструкторов. Однако ждать каких-либо разумных решений от ФИА, к сожалению, не приходится…

Итогом Нюрбургринга-2002 для «Макларена» стал третий подиум в Чемпионате подряд. Могли бы завоевать и четвертое место, но обидная авария Култхарда не позволила этому свершиться. В Кубке конструкторов команда еще на очко приблизилась к «Уильямсу» и на два увеличила отрыв от «Рено».  Приятно заметить, что Уокинг сумел в честной борьбе превзойти «Уильямс», хотя, конечно, хотелось бы видеть его борющемся на равных с «Феррари». Но всего сразу не бывает, и требовать от команды моментального взлета после стартового провала мы не в праве. Что касается пилотов, то Кими провел блестящую гонку и после шести сходов уже второй раз подряд набирает очки. Для Култхарда сейчас важно не впасть в уныние после Нюрнбурга. Теперь мы надеемся, что в Сильверстоуне «Макларен» продолжит медленно прогрессировать, а Дэвид на домашней трассе превзойдет и «Уильямсы», и «Феррари», и самого себя…

24.06.2002. «Макларен-аналитики».

Сайт создан в системе uCoz