Путь к победе.
За последнюю
неделю, оставшуюся до старта первого гран-при
2002 года, резко увеличилось количество
прогнозов на грядущий сезон. Все эти
предсказания вполне ожидаемы: борьбу за
титул поведут «Феррари», «Макларен» и «Уильямс»
и только самые преданные болельщики «Заубера»,
«Рено» и «Джордана» всерьез рассматривают
их шансы на чемпионство. Значительно меньше
встречается рассуждений о том, что надо
совершить указанным командам для победы.
Очевидно, что проиграть гоночный сериал из
семнадцати эпизодов можно любым способом, а
выиграть – только одним: упорной работой
всех составных звеньев команды - пилотов,
механиков, инженеров, директоров. «Макларена»
это касается в первую очередь, поскольку в
прошлом сезоне ему не удалось создать такую
симфонию. Иногда казалось, что шасси никак
не стыкуется с двигателем, а пилоты – с
бригадой по настройке болидов. Но теперь,
когда команда смогла объединиться вокруг
создания нового автомобиля, у нее есть
прекрасный шанс сохранить это единство по
ходу всего сезона. Главное, чтобы ее не
расстроили неудачи и не успокоили раньше
времени неожиданные успехи.
Мы решили
проанализировать перспективы главных
действующих лиц «Макларена» на будущий
сезон. Без преувеличения, почти для каждого
из этих персонажей 2002-й год можно смело
назвать решающим.
Команда «Вест Макларен-Мерседес»
в целом. Устав
от двух лет поражений, «Макларен» совершил
прыжок в неизвестность: новый молодой пилот,
новые шины, новые шасси и мотор, новый завод.
Это обновление необходимо было команде, так
как ее прошлогодний вид с крайне
нестабильным Микой во главе многими
воспринимался как образ неудачника: вроде
бы все идет хорошо, но то мотор подведет, то
пилот, а то вообще машина на старте
останется. Судя по настрою на этот сезон,
гоночное население Уокинга решило отныне
избегать грубых просчетов. Но можно ли с
таким количеством новшеств рассчитывать на
победу в чемпионате? На наш взгляд, твердо
рассчитывать можно только на прогресс в
сравнении с прошлым сезоном, а в победу
можно лишь верить. Чтобы она стала
реальностью, «Макларену» необходимо
навязать конкурентам жесткую борьбу на
каждой трассе и даже на каждом круге. Но
главная борьба должна развернуться в сфере
технологии: без постоянного улучшения
шасси, электроники и двигателя по ходу
сезона нечего и думать заполучить верхнюю
ступеньку пьедестала. Придется работать не
только качественно, не только много, но и
быстро, иначе за «Феррари» не угнаться.
Команда из
Уокинга стоит на перепутье: либо ее
отставание от Маранелло еще увеличиться, и
она больше не будет входить в число лидеров,
либо, несмотря на всю проделанную работу,
расстояние не сократиться, что не может не
подействовать удручающе, либо «Макларен»
все же приблизиться к «Феррари» и завяжет
борьбу. Мы, конечно же, верим в последнее.
Рон Деннис. С высоты своего двадцатилетнего
опыта в «Формуле-1» шеф «Макларена» должен
понимать, что прошлый сезон закончился
провалом. Несмотря на второе место в
чемпионате, отставание от лидера было почти
беспросветным и напоминало 1995-96-е годы. Но
тогда жила надежда на долгосрочное
партнерство с «Мерседесом», которая в конце
концов оправдалась. Теперь же еще один
неудачный сезон может поставить Рона перед
необходимостью принять стратегическое
решение: стоит ли дальше уповать на немцев,
или все же искать счастья с каким-либо
другим перспективным мотористом? Практика
показывает, что, кроме последнего союза с «Мерседесом»,
Деннис никогда не терпел долгих, более чем в
два года, неудач. В 1983, став единоличным
шефом команды, он расстался с «Фордом», не
приносившим успеха, и заключил контракт с «ТАГ-Порше»,
который был непобедим три последующих года.
Но стоило только швейцарцам в 1987 уступить
первенство «Хонде», как Рон перекупил
договор с японцами и сам четыре последующих
сезона праздновал победы. Когда же 1992 год
прошел под знаком «Рено», Деннис по
обоюдному согласию разошелся с восточным
мотористом и вновь перешел на «Форд». Но его
провалы он терпел лишь один сезон, после
чего договорился с «Пежо». Однако французы
оказались еще слабее «Косворта», и в 1995 «Макларен»
уже вышел на трассы с двигателем «Илмор».
Несомненно, что и швейцарское детище
постигла бы судьба его британских и
французских коллег, если бы с 96-го на его
базе не стал разворачиваться долгосрочный
проект с «Мерседесом», который через три
года дал желанный результат. Рискнем
предположить: если в наступающем сезоне «Макларен»
не поднимется выше третьего места, одержав
при этом лишь 2-3 победы, то двигатель «Мерседес»
может быть так же заменен, как и шины «Бриджстоун»,
принесшие команде в 1998 г. чемпионский титул.
Очевидно, что Рон Деннис уже продумывает и
такую перспективу, выбирая возможного
будущего партнера.
Эдриан Ньюи. Этому человеку принадлежит слава
лучшего специалиста по аэродинамике. Но
если наступающий сезон закончится провалом,
то он непременно уйдет из команды, ибо не
захочет дальше ронять свою честь инженера.
Он уже порывался в прошлом году уйти из
Уокинга в «Ягуар», так как, видимо, понимал
тщетность своих усилий: аэродинамика не
может заменить двигатель и нестабильных
пилотов. Выбор конструктора был понятен:
если для «Макларена» подиум без победы –
неудача, то для «Ягуара» обычное попадание
в очки – уже победа. Трудно сказать, какими
обещаниями удержал его тогда Рон Деннис, но
очевидно, что для сохранения Ньюи в команде
на будущий сезон потребуется слаженный
труд всех ее сотрудников. Иначе получится
разрыв в качестве выполняемой работы, что
неизбежно приведет к скандалу.
Дэвид Култхард. В прошлом сезоне он волею судеб и
Мики Хаккинена впервые стал номинальным
лидером команды. Некоторое время с ним даже
связывались надежды на чемпионский титул,
однако, теперь страшно вспоминать, как
стремительно эти надежды угасли. Бремя
лидерства оказалось не по плечу Дэвида: он
не смог превратиться в настоящего вождя,
вокруг которого в трудную минуту
сплотилась бы вся команда. Но теперь у него
другого выхода не остается: либо он покажет
высочайший уровень мастерства и
собранности, став по ходу дела ориентиром
для Кими, либо он своими тусклыми
выступлениями заметно снизит боевой дух
всего коллектива. Многое будет зависеть от
того, сможет ли Дэвид избавиться от своей
излишней гоночной осторожности и удастся
ли ему повысить степень допустимого риска
до уровня Шумахера. По крайней мере, все
предпосылки к этому есть. Мы полагаем, что
как бы ни закончился сезон, Култхард
останется в команде, если, конечно, сам
вдруг не захочет ее покинуть. Но останется в
каком качестве? Или вечного неудачника,
служащего просто переходным этапом к
появлению новых более решительных пилотов,
или героем, способным бороться за титул. Все
в руках самого Дэвида.
Кими Райкконен. На этого молодого финна,
проводящего лишь второй сезон в «Формуле-1»,
сразу свалилась очень большая
ответственность. От него требуют не меньше,
чем возрождения «Макларена», и уровня
способностей не ниже, чем у Мики Хаккинена.
Для закрепления своих позиций в «Больших
призах» ему бы следовало провести еще один
сезон за «Заубер», и он, несомненно к этому
готовился, как вдруг последовало
ошеломляющее предложение от Рона Денниса.
Наверное, Кими был удивлен не меньше, чем
болельщики, многие из которых до сих пор
осуждают этот кадровый маневр. Ник
Хайдфельд, пилот более опытный и умелый,
казалось, идеально подходил для «Макларена»,
но все-таки предпочли финна. Для точного
ответа на вопрос «почему именно его?»
недостаточно компетенции болельщика.
Возможно, ключ к разгадке лежит в тех годах,
которые Ник провел тест-пилотом британской
команды. За это время в Уокинге составили
представление о талантах немца и затем
решили, что их меньше, чем у Кими. Хайдфельд
заслужил звания «талантливый», а Райкконен
– «исключительный» и даже «гениальный». Со
времен пришествия в команду Мики Хаккинена
Рон Деннис ни о ком так восторженно не
отзывался. Он все межсезонье не скупился на
авансы новичку, пообещав ему заранее
простить несколько разбитых болидов. Но,
правда состоит в том, что истинного лица
Кими никто не знает. Его сущность
раскроется только в условиях жесткой
борьбы за чемпионат, где никто ему не
простит провала. Неудача сразу же пустит
его карьеру по наклонной, и Кими вряд ли
сможет потом подняться выше уровня средних
команд. Но если он действительно окажется
тем, за кого принял его Рон Деннис, то мы
станем свидетелями еще более яркого и
стремительного восхождения на вершину
автоспорта, чем у Михаэля Шумахера. Именно в
такого Кими мы верим.
Александер Вурц. Он предпочел провести еще один
сезон тест-пилотом месту в «Тойоте»,
надеясь, видимо, за упорную работу попасть в
более конкурентноспособную команду. Однако
провал «Макларена» бросит тень и на
австрийца, которого могут обвинить в
недостаточной чуткости к настройкам. Дабы
показать, что он делает все от него
зависящее, ему придется вкладываться на
тестах больше, чем Кими и Дэвиду. Нет
сомнения, что Алекс – пилот высокого класса,
но вряд ли стоит Рону Деннису оставлять его
на следующий год. Лучше было бы пойти по
пути «Заубера», «Ягуара» и «Уильямса» и
начать искать молодых талантов – будущих
звезд «Формулы-1». Также стоит обратить
внимание на то, что главные конкуренты уже
давно работают минимум с двумя тест-пилотами.
Мика Хаккинен. Не будем забывать и Мику, ибо он
окончательно еще не принял решения порвать
с «Маклареном». Когда-нибудь историки «Формулы-1»
дадут ответ, почему двукратный чемпион мира
внезапно решил оставить гонки. Сейчас он
еще сам не знает, сядет ли когда-нибудь за
руль гоночного болида. В его жизни,
несомненно, появилось нечто более
интересное, чем автоспорт, и мы желаем ему
состоятся на новом поприще. Однако, есть
ощущение, что Мика не уйдет просто так – из
выдающихся пилотов в простые граждане. Он
еще напомнит о себе, и если не как
победитель гран-при, то, возможно, как
владелец команды… А пока его судьба (и
судьба его «годичного отпуска») во многом
зависит от результатов Дэвида и Кими. Их
неудачи повысят его шансы оказаться в
команде на следующий сезон, а их триумф
сведет эти шансы на нет.
Итак, все
действующие лица на сцене, и неумолимо
приближается начало спектакля. Первая
гонка сезона всегда более непредсказуема,
чем последующие и перед ее стартом больше
волнения, но больше и надежды. Мы призываем
всех болельщиков «Макларена» настроиться
на чрезвычайно трудный сезон и верить в
победу!
28.02.2002. «Макларен-аналитики».