Острова невезения.

Второй этап Чемпионата мира «Формулы-1», проходивший на малазийской трассе «Сепанг», закончился для команды «Вест Макларен Мерседес» двойным сходом. Перед началом гоночного уик-энда официальные лица Уокинга говорили, что едут на малайский архипелаг с надеждой воспользоваться хорошим состоянием машин, показанным в первом гран-при. Вот и воспользовались… Можно ли представить себе более плачевный результат? Если только парная неквалификация, но подобное пилотам «серебряных стрел» еще не грозит. Однако отнюдь не такой «Макларен» желают видеть его болельщики, которым уже после первой третьи гонки впору было выключать телевизоры. Что же происходит с командой? Почему два месяца упорного труда на тестах не приносят желаемого результата, и машины выглядят еще менее надежными, чем в прошлом году? Уверен, что сейчас в Уокинге, преодолевая воскресное оцепенение, ломают голову над этой задачей. А в «Уильямсе», которому в межсезонье удалось решить схожую проблему, продолжаются торжества…

Тревожные симптомы слабой надежности появились уже на первой тренировочной сессии в пятницу, когда из-за возгорания двигателя Култхарду так и не удалось пройти ни одного нормального круга. Шотландец саркастически-безысходно отозвался на это происшествие, сказав, что он не желает весь сезон толкать болид по трассе, а потерянная тренировка может дорого обойтись в гонке. После такого комментария не удивительно, что Дэвид закончил гран-при уже на круге. Остается только гадать, почему в пятницу ему не дали запасной машины? Вторая сессия прошла чрезвычайно удачно, и пилоты «Макларена» показали два лучших результата, причем Кими опередил Дэвида. Но уже в субботу «Уильямс» и «Феррари» решительно заявили свои претензии на победу. В первой сессии два красных болида оттеснили Райкконена на третью строчку, а во второй финна подвинул уже Х-П.Монтойя. Несмотря на неплохие показатели тренировок, результаты оказались разочаровывающими, и дело было даже не в третьей линии стартовой решетки, а в колоссальном отставании от поул-позиции: 1,2 сек! Трудно припомнить, когда в прошлом сезоне команда проигрывала так много. Финский дебютант смог опередить многоопытного шотландца, превзойдя его на какой-то миг – девять тысячных секунды! Оба пожаловались на избыточную поворачиваемость болида, что свидетельствовало о неправильных настройках. Оставалось надеяться, что на воскресной тренировке их удастся скорректировать, и третье время Култхарда на ворм-апе указывало, что это удалось сделать. А если припомнить, что в пятницу на тренировке с полными баками Кими и Дэвид были быстрее всех, то перспективы открывались неплохие.

Гонка началась для «Макларена» очень удачно. После квалификации стало ясно, что Шумахеру и Монтойе предстоит серьезный разговор, а зрителям - захватывающее зрелище их схватки. Поединок был коротким: как только погасли красные огни светофора, Шумахер ринулся наперерез Монтойе, стремясь занять более выгодную внутреннюю траекторию трека. Но колумбиец, дернувшийся со старта на миг раньше соперника и вошедший в поворот по внешнему радиусу, сумел на полкорпуса опередить «Феррари». Ничего страшного для «красных» не произошло, поскольку у немца по ходу гонки представилось бы не мало возможностей отыграться. Но Шумахер не был бы Шумахером, если бы не пошел на таран и тем более не был бы Шумахером, если бы в итоге, после странного поведения на последнем круге Баттона, не забрался на подиум (вы верите в историю о трехколесном «Рено» англичанина?) Однако, в первую очередь, надо отдать должное Монтойе. Получив сильнейший удар в борт и красный спойлер под колеса, он выехал на гравий, но сумел вернуться на траекторию. На седьмом круге колумбиец был уже шестым, как вдруг пришла весть о его наказании за «опасное пилотирование». Очевидно, что в столкновении на первом круге вины Шумахера было не меньше, если не больше Монтойи, но разве можно наказывать «Красного барона»? Тем более он и так пострадал. А колумбийца заставили лишний раз проехать по пит-лейну, что, надо признать. является довольно странной формой штрафа. Хотя, кто знает: может быть распорядители гонки в Малайзии были так разочарованы быстро закончившейся дуэлью двух ярких пилотов, что решили свести их еще раз? Оказывается, на Сепанге не только странно показывают гран-при, но и странно его судят. Судейские происки, правда, не помешали Монтойе совершить впечатляющий прорыв наверх. Думаю, что после такой гонки Хуан-Пабло приобрел не мало новых поклонников.

В результате колумбийско-немецкой схватки два «Макларена» захватили третью и четвертую позицию. Но не успели болельщики порадоваться этому событию, как тут же оказалось, что Кими и Дэвид проигрывают по две секунды на круге лидеру Баррикелло, а на заднем спойлере шотландца висит бывший тест-пилот команды Хайдфельд. Однако, по мере прохождения дистанции становилось ясно, что «Макларены» идут с одним пит-стопом, а их проигрыш на круге уменьшался от отметке к отметке. Нам так и не показали, что случилось с Култхардом: оператор был занят впечатляющей дуэлью Шумахера и Бернольди. После гонки Дэвид признался, что двигатель стал работать лишь на девяти цилиндрах, после чего продолжать борьбу не было смысла. Как и в Альберт-парке, Кими остался в одиночку защищать честь Уокинга и так же, как и в Австралии, ему удалось выполнить задачу на первую часть гонки: опередить Баррикелло после его первого пит-стопа. Это был, бесспорно, апофеоз выступления «Макларена» в Сепанге. На несколько минут показалось, что если Кими удастся сохранить небольшой отрыв от бразильца, то он сможет приехать на финиш вторым. Но клубы дыма, вырвавшиеся из мотора серебристого болида, перечеркнули все надежды. «Мерседесу» надо всерьез заняться своими моторами…

Если отвлечься от неудачи «Макларена», то гонку надо признать очень интересной. Кроме дуэлей Шумахер-Монтойя, Шумахер-Бернольди и Шумахер-Баттон в ней было еще много захватывающих эпизодов. Чего стоит момент аварии двух «Джорданов», когда Сато сломя голову бросился на Физикеллу! В итоге два желтых спойлера остались на трассе, а оба автомобиля выстроились в колонну у боксов. Можно представить, какую трепку задаст самураю не стесняющийся в выборе выражений Эдди Джордан! А столкновение Ирвайна с круговым аборигеном Алексом Йонгом? Несчастный ирландец после гонки даже пригрозил вскоре уйти из «Ягуара». Короче говоря, гонка изобиловала обгонами (большинство из которых нам не показали) и сломанными спойлерами. После того, как основных конкурентов постигли неудачи, Ральфу Шумахеру ничто не помешало победить. Стоит также отметить пятое и шестое место «Зауберов», которые в стартовой гонке остались в первом же повороте, и неожиданно сильное начало биографии «Тойоты». Когда у Баррикелло взорвался мотор, то возникла крамольная мысль: «Если уж с «Феррари» такое приключилось, то два схода «Макларена» вполне закономерны…» На подиуме Шумахер-старший и Монтойя демонстративно не смотрели друг на друга, хотя на пресс-конференции отдали друг другу должное почтение. Скорее всего, по ходу сезона мы еще не раз увидим их схватки и, как показал гран-при Малайзии, за чемпионский титул может разгореться нешуточная борьба между «Феррари» и «Уильямсом». Но сможет ли «Макларен» в нее вмешаться – это большой вопрос.

Констатировав провал команды из Уокинга в Малайзии, хочется все же отметить два положительных момента. Во-первых, уверенное выступление Кими Райкконена. Уже во второй гонке он смог опередить в квалификации своего напарника, который провел в «Формуле-1» в шесть раз больше гран-при. А когда Кими шел на третьем месте впереди Дэвида, то могло создаться впечатление, что перед нами привычная слетанная пара: Хаккинен-Култхард. Лишь механические проблемы помешали финну завоевать второй подряд подиум. Во-вторых, правильный выбор тактики на гонку. Она была такой же, как и у «Уильямса» и благодаря ей «Макларен» вполне бы мог на равных сражаться с «Феррари». Будем надеяться, что оба этих позитивных начала вкупе с улучшенной надежностью болидов помогут Кими и Дэвиду порадовать нас победами в ближайших гран-при.

18.03.2002. «Макларен»-аналитики.

Сайт создан в системе uCoz