Черно-белый уик-энд на Зеленом
континенте.
Первая гонка
сезона 2002 года подтвердила самую главную
характеристику «Формулы-1», которая делает
это событие столь захватывающим -
непредсказуемость. «Формулу» можно в
разумных пределах прогнозировать, например,
можно было заранее предвидеть победу
Шумахера, или то, что «Феррари», «Уильямс» и
«Макларен» займут места на подиуме, но
никто никогда не смог бы до старта
рассказать в точности о всех сюжетных
линиях гонки и обо всех моментах борьбы на
трассе. «Формула» по своему переписывает
все сценарии окологоночных прорицателей,
разрушает хитроумные планы команд, ломает
тактические заготовки пилотов. Как вы
думаете: много ли поклонников гран-при,
играющих в прогнозы, смогли предсказать
пятое место новичка «Минарди» Марка
Уэббера? Или попадание в шестерку дебютанта
«Тойоты»? Или первый в карьере подиум Кими
Райкконена? Но формульная судьба вчера
распорядилась так, что неожиданными
героями уик-энда стали те команды, от
которых никто ничего подобного не ожидал.
Справедливости
ради надо отметить, что сенсационный
результат потенциальным аутсайдерам
сезона подарили руководители гонок. После
коллизий на старте, выбивших из пелетона
половину болидов, казалось, был неизбежен
рестарт, однако маршалы не дали красного
флага. Почему они оказались столь любезны
по отношению к японцу Сато, допустив его на
старт, и столь не доброжелательны ко многим
другим гонщикам, сошедшим в первом повороте
- остается только гадать. В конечном счете
пострадали зрители, которые увидели в деле
лишь половину сильнейших пилотов мира и
значительно менее напряженную борьбу.
Поэтому заслуга «Минарди» и Сало в этой
гонке сводилась к тому, что они прекрасно
сумели воспользоваться предоставленной
возможностью. Вот краткие вехи их
восхождения. На старте прогревочного круга
остаются оба «Эрроуза»; по ходу гран-при они
пытаются вернуться в бой, но их обоих
дисквалифицируют за побег с закрытого пит-лейна.
Ральф Шумахер выиграл старт у своего
старшего брата и на радостях бросился
атаковать обладателя поула Баррикелло.
Последовала живописная авария, и спор «Уильямса»
с «Феррари» закончился в отбойнике. Кими
Райкконен, испугавшись двух сцепившихся
машин, ныряет в гравий, а старший Шумахер,
также стараясь избежать аварии, пропускает
вперед себя Култхарда, Трулли и Монтойю.
Пятью секундами позже в несчастливом
первом повороте сталкивается все середина
стартовой решетки и гонку покидают «Заубер»
в полном составе, Физикелла, Баттон, Панис,
Макниш. «Безлошадные» пилоты бросились в
боксы, но вместо желаемого красного флага
на полотне появляется пей-скар. Перед
изумленной австралийской публикой
предстает следующая колонна «выживших»
персонажей: Култхард, Трулли, Монтойя,
Шумахер, затем стартовавшие с
предпоследнего ряда Ирвайн и де ла Роза
Что касается
борьбы за победу, то она была закончена уже
после первых семнадцати кругов. Еще в
начале недели противники «Феррари» были
вдохновлены новостью о прошлогоднем болиде,
который якобы собирается использовать на
дебютной гонке сезона команда из Маранелло.
Но по ходу выходных оказалось, что машина
хотя и была прошлогодней, но от этого ничуть
не стала менее чемпионской. К сожалению,
приходится констатировать ее победу за
явным преимуществом. В начале показалось,
что четвертое место Шумахера после первого
круга не гарантирует ему легкого успеха. Но
противники «посыпались» сами: сначала
ошибся Монтойя, затем разбился Трулли, и на
трассу моментально выскочил пейс-кар, сведя
на нет восьмисекундное преимущество «Макларена».
Машина безопасности была еще на трассе, как
Култхард начал свою серию вылетов. Этим
лучше других воспользовался Монтойя,
пройдя Шумахера красивейшим маневром и
напомнив нам события почти годичной
давности в Интерлагосе. Однако по мере
развития гонки преимущество в скорости «Феррари»
над «Уильямсом» становилось подавляющим,
что Шумахер вскоре и доказал, ответив
колумбийцу не менее красивым обгоном. На
этом судьба гран-при Австралии была решена.
И после подиума больше никому не было дела
до очередной победы Шумахера. Его победы
стали настолько обыденным событием, что не
вызывают никаких сильных эмоций у
журналистов. В центре внимания был Пол
Стодарт и его «Минарди» - вот кто заслужил
звание героя дня и кто одержал, возможно,
самую главную в своей жизни победу. Если
этот сезон будет развиваться так же, как и
прошлый, то имя победителя гран-при больше
не будет самой важной новостью из мира «Формулы-1».
А что же «Макларен»?
Как можем мы, самые пристрастные болельщики
команды, оценить ее выступление? Оно
оставило очень двойственное впечатление, в
котором темная сторона преобладает над
светлой. Пятница закончилась для «Макларена»
удручающе: на первой дождевой практике Кими
показал 17-е время, а Дэвид – 20-е. На вторых
свободных заездах, где удалось пройти
кругов в три раза больше, результаты стали
получше: 7-е и 11-е места. Однако, стало ясно,
что в случае дождевой гонки, «Макларену»
придется туго. В субботу на первой сессии (уже
без дождя) Кими и Дэвид занимают 3-е и 4-е
места, но по итогам второго часа двум «Уильямсам
удается вытеснить их на третью линию.
Обращают внимание на себя даже не места, а
отрывы – более секунды от «Феррари»!
Квалификация, которая проходила по сухой
трассе всего двадцать минут, заканчивается
более удачно: Култхард – на четвертом месте
с отставанием в шесть десятых, Райкконен –
пятый. Но не дает покоя «незаконный» вопрос:
по чему на тестах «Макларен» всех громит, а
на первой же квалификации проигрывает
достаточно много? Пилоты отвечают, что у них
не было возможности соревноваться на сухой
трассе: все время влажно и они не могут
выжать все, на что способны их болиды. В
такую версию верить хочется, но не
получается. Очевидно, что «Феррари» сильнее
оба дня, а «Уильямс» - не слабее.
Высшая точка
австралийских гастролей «Макларена»
пришлась на девятый круг, когда вырвавшийся
вперед Култхард смог создать небольшой
отрыв. Но радость оказалась недолгой: пейс-кар
смешал все карты. Мы все же надеялись на то,
что Дэвид сможет навязать Шумахеру жесткую
борьбу, но вдруг шотландец совершает первую
из своих трудно объяснимых ошибок –
выезжает на гравий и пропускает «Феррари»,
«Уильямс» и своего напарника. Какое-то
время он держится за Кими, но затем опять
отправляется в гравийную ловушку. Здесь уже
приходят в голову мысли о технических
неполадках тормозов. Наконец, после
третьего вылета, мы вынуждены смотреть, как
Култхард беспомощно плетется по трассе,
проигрывая по пятнадцать секунд на круге «Минарди».
Через несколько километров мучений Дэвид
останавливает автомобиль на прямой старт-финиш,
возможно, надеясь, что из-за него в третий
раз выпустят пейс-кар, который поможет Кими.
Но, как известно, когда лидирует Шумахер,
пейс-кары его не беспокоят. После гонки
команда причиной схода называет
неисправность коробки передач. Якобы еще до
ухода машины безопасности на автомобиле
шотландца внезапно сама собой включился
нейтраль, к чему он оказался не готов. Далее
такие неполадки стали регулярными и
закончились «пропажей» шестой передачи. К
сожалению, приходится сделать вывод о том,
что с надежностью болидов у «Макларена» по-прежнему
не все в порядке.
Честь команды
во вчерашней гонке спас Кими Райкконен. Мы
надеялись на его успешный дебют, и финн не
разочаровал. Во-первых, он не потерялся на
квалификации, сумев завоевать пятое место.
Во-вторых, надо отметить удачный старт
гонки: если бы не авария, он, скорее всего,
вошел бы в первый поворот третьим. После
поездки по гравию и остановки в боксах Кими
оказался последним, но, совершив несколько
обгонов, он пристроился четвертым за
Монтойей. Заметим, что на обгоны он затратил
минимум времени и был готов ввязаться в
борьбу за более высокие места. После неудач
Култхарда Кими очень успешно преследовал
борющихся Шумахера и Монтойю, в какой-то
момент проигрывая им меньше секунды. До пит-стопа
Райкконен на равных боролся с колумбийцем и
даже установил быстрейшее время на круге –
первое в своей карьере и сто седьмое для «Макларена».
Кими удалось сократить разрыв до минимума,
а бригада механиков смогла переиграть
конкурентов из «Уильямса» и выпустить
болид на трассу раньше Монтойи. Однако
после остановки в боксах молодой финн,
видимо, потерял на миг концентрацию и
выехал на траву. Колумбийцу этой ошибки
хватило для обгона, более того, его отрыв
стал неуклонно расти. Наверное, Кими к концу
гонки просто устал, но с задачей удержать
третье место справился. Так же он очень
успешно справился с бутылкой призового
шампанского и ролью счастливого обладателя
подиума. Хочется надеяться, что по ходу
сезона мы еще не раз увидим Кими в этом
облике.
Итак,
закончилось первое гран-при года. Оно
поставило «Макларен» перед очень сложной
задачей борьбы с превосходящей всех
остальных соперников «Феррари». Очевидно,
что автомобили нуждаются еще в очень
серьезных доработках. Но по ходу
австралийского уик-энда иногда мелькали
проблески духа хорошо нам знакомой великой
команды, вечно заряженной на борьбу и
победу. Мы уверены, что в Уокинге знают путь
возрождения былой славы, и верим в
восходящую звезду Кими Райкконена.
04.03.2002. Макларен-аналитики.
Пресс-релиз Макларена:
Альберт-парк,
воскресение, 3-е марта 2002 г.
Дэвид
Култхард – шасси 02,
Кими
Райкконен – шасси 03,
Запасная
машина (под Дэвида) – шасси 01.
Пилот «Вест
Макларен-Мерседес» Кими Райкконен по
итогам своего дебютного гран-при за команду
завоевал подиум и показал по ходу гонки
лучший круг – 1.28,541. Проблема с коробкой
передач, появившаяся ранее по ходу гонки, в
конечном счете, заставила сойти Дэвида
Култхарда на 33-м круге гран-при Австралии.
Кими Райкконен: Нет слов насколько я рад моему
первому в «Формуле-1» финишу на подиуме и
как замечательно, что это случилось в моем
дебютном гран-при за команду «Вест Макларен-Мерседес».
Я не ожидал попасть в аварию в первом же
повороте, но смог вернуться на трассу без
серьезных повреждений автомобиля. Пришлось
отправиться на пит-стоп, где мне заменили
носовой обтекатель и убрали обломки из
кокпита, после чего я продолжил гонку с
последнего места. Мне удалось вернуть
третью позицию, после чего я стал
прикидывать, как обойти Монтойю. Однако
после пит-стопа я выехал из боксов слишком
широко, вернулся на трек, но потерял второе
место.
Дэвид Култхард: На старте мне удалось проехать
между обломков и захватить лидерство.
Однако на моей машине появилась проблема с
выбором нижних передач, и когда пейс-кар
ушел, внезапно включилась нейтральная
передача, к чему я был не готов и вылетел с
трассы. Я смог вернуться, но проблема не
прекратилась и, наконец, машину заклинило
на шестой передаче, что означало конец
гонке. Разумеется, я разочарован, поскольку
мы имели сегодня хорошие шансы, но это гонки,
и мы должны теперь думать о будущем, о
Малайзии.
Рон Деннис: Еще одна гонка смешанных чувств.
Мы прошли на тестах 7.500 километров, но
проблема с коробкой передач выбила Дэвида
из этой неудачной гонки. Тем не менее, мы
должны порадоваться блестящему вождению
Кими, лучшему кругу и третьему месту.
Норберт Хауг: Беспокойное начало сезона гран-при
и суппер-вождение Кими. Сегодняшнее
выступление Дэвида и Кими показало, что
команда может сражаться во главе пелетона.
Наши моторы не теряли своей мощи на
протяжении всего уик-энда, и мы уже смотрим
дальше – в следующее гран при.