Полеты антикрыльев под испанским небом.

Воскресный гран-при Испании прошел так, как и ожидалось большинством болельщиков и аналитиков. Сложившийся с начала сезона табель о рангах «Формулы-1» не был изменен на трассе «Каталуния», и болельщикам «Макларена» печально сознавать этот факт, поскольку с Барселоной мы связывали определенные надежды. Во-первых, потому что в межсезонье каталонский трек стал одним из домашних для команды: на нем проводилось множество испытаний и было установлено не мало рекордов. Во-вторых, потому что четыре последних года «Макларен» блестяще выглядел в Барселоне. Однако в прошлом сезоне дружелюбная трасса сыграла с командой злую шутку: Мика Хаккинен опережал всех кроме Шумахера на круг, но сошел за несколько поворотов до финиша, а совершенно незаслуженная победа свалилась под колеса «Феррари». Этот случай надолго выбил из колеи Мику и навсегда останется для поклонников «Макларена» олицетворением злого рока. Не повезло тогда и Култхарду, который не смог уйти на прогревочный круг и стартовал последним. Мы верили, что преданные делу «Макларена» сотрудники помнят о тех коллизиях и мечтают о реванше.

Но, если оценивать ситуацию реально, то в этом году у Уокинга почти не было шансов взять реванш за гонку годичной давности. Тогда Мика упорно сражался с Шумахером за поул-позицию и проиграл всего 85 тысячных, а «Уильямс» безнадежно отставал как в квалификации, так и в гонке. Теперь же от «Феррари» «Макларен» отделяет целая пропасть. Это искренне признал Рон Деннис в своем интервью за несколько дней до гран-при. Его откровения о глубоком кризисе, постигшем команду стали признанием поражения в текущем сезоне. Но главного мы не услышали: почему произошло все именно так? Почему упорная работа по созданию и испытанию нового болида привела к столь печальным результатам? Есть ли это следствие отсталых технологий, или плохой работы сотрудников? Какие меры будут приняты? Думаю, что сам Рон не знает точных ответов на эти вопросы, поскольку растерян не меньше, чем мы. Он только сказал, что быстро сложившуюся ситуацию исправить не удастся: в этом году речь может идти лишь о небольшом улучшении положения. Короче говоря, побед «Макларен» не добьется, но на подиумы время от времени попадать будет.

Провал команды в Имоле, как это ни странно, породил спокойствие за результат в Барселоне, ибо выступить здесь хуже, чем две недели назад было затруднительно. В январе мы с восторгом следили, как «Макларен» методично устанавливал рекорды трека на «Каталунии». Хотелось верить, что настрой на гонку должен быть выше настроя на тесты и «серебряным стрелам» удастся превзойти результаты зимы, т.е. показать время на уровне 1.17 ровно. Но ничего подобного не произошло: ни Кими, ни Дэвиду не удалось даже выйти из 1.17,5, в то время как Шумахер превзошел январский рекорд на секунду! Отставание 1.15 и 1.30 от «красной» поул-позиции наводило на грустные размышления. Единственное, что радовало – это совсем небольшой проигрыш «Уильямсу»: Райкконен уступил Монтойе менее одной десятой. Однако, руководство «Уильямса», по его признанию, было поражено скоростью «Феррари» не меньше остальных и уже заявило о «незаконности» шумахеровского транспорта.

Главными действующими «персонажами» гонки стали антикрылья. Больше всего от этих непокорных аэродинамических элементов пострадала «Минарди»: на свободных заездах крыло потерял Уэббер, на квалификации – Йонг, во время ворм-апа - снова Уэббер, и Пол Стоддарт снял команду со старта. Правда, Йонг лишился крыла в результате наезда на поребрик, а значит, возможно, была другая причина отказа «Минарди» от гонки. У Баррикелло с крыльями оказалось все в порядке, но в гонке он также участия не принял. Когда бунтующую «Феррари» механики закатывали в боксы, болельщики «Макларена» могли испытать некоторое удовлетворение в отместку за прошлый год, вспомнив первую жертву лаунч-контроля Дэвида Култхарда, который также не смог уйти вовремя на прогревочный круг. Шотландцу тогда все же удалось стартовать из боксов и даже приехать пятым, но бразильцу на этот раз боксы покинуть было не суждено. Наверное, в «Феррари» не расстроились, поскольку они бы могли вполне выступать одной машиной, только правила не разрешают. Зачем Шумахеру напарник? Он, судя по всему, и в одиночку Кубок конструкторов возьмет… Старт прошел для «Макларена» успешно, однако радость по поводу одной выигранной позиции очень быстро сменилась разочарованием: на 4-м круге заднее антикрыло потерял Кими Райкконен. Инженеры так и не объяснили, почему машину финна вдруг постиг «синдром «Минарди»? Вторую гонку подряд Кими сходит по слишком досадным причинам: то выхлопная труба, то антикрыло. Создается впечатление, что «Макларен» оказался не готов к возросшим даже в сравнении с прошлым сезоном скоростям, которые требуют резкого увеличения надежности абсолютно всех узлов болида. В результате Кими после удачного стартового гран-при сходит четвертую гонку подряд; такая «серия» может серьезно подорвать его доверие к машине. Однако полностью повторять историю с «Минарди» «Макларен» не стал и оставил Култхарда бороться на трассе.

До первого пит-стопа гонка была скучной: болиды первой восьмерки шли на почтительном расстоянии друг от друга, и только Френтцен с Панисом сражались за 9-е место. Култхард не мог приблизиться к Баттону, а его отставание от Шумахера на 22-м круге составляло уже 33 секунды! Но после дозаправок картина изменилась. И первым воспрял именно шотландец: ему не удалось за счет позднего пит-стопа опередить Баттона, однако после выезда из боксов его «Макларен» поехал заметно быстрее «Рено», и обгон не заставил себя долго ждать. А когда Ральф Шумахер в погоне за братом ошибся и затем дважды менял передние антикрылья, то задачей Култхарда стало удержать подиум. Кстати, Ральф вылетел в том же повороте, что и Йонг в квалификации, так что любители мистики могут продолжить демонические параллели с антикрыльями «Минарди». А между тем Дэвид ехал по трассе все быстрее и быстрее, в то время как основные соперники Уокинга из «Рено» - все медленнее. В итоге они оба не финишировали, а шотландец после второго пит-стопа смог заметно приблизиться к Монтойе, который чуть не покалечил чересчур торопливого механика. На последних 15-ти кругах Дэвид шел в темпе колумбийца и проиграл ему на финише 7 секунд. Отставание же от победителя составило 42 секунды, но это значительно лучше, чем проигрыш целого круга а Имоле. Четвертое и пятое место «Заубера» добавило «Макларену» еще одного конкурента в борьбе за третье место в Кубке конструкторов, а шестое место Френтцена можно признать настоящим триумфом для «Эрроуза».

Главным итогом гран-при Испании стало огромное преимущество «красного» Шумахера: он собрал богатый урожай из победы, поул-позиции, лучшего круга и множества круговых обгонов. Даже боевитый Монтойя ехал без всякой надежды навязать борьбу кумиру автотиффози. Что же касается «Макларена», то его главной идеей на ближайшие гонки должна стать борьба за повышение надежности. Из пяти гран-при команде ни разу не удалось привести на финиш обе машины: из десяти стартов – лишь четыре финиша! Особо жаль Кими: он снова оказался быстрее напарника в квалификации и пока находился в гонке – шел лучше. Если бы не обидный сход, то он, возможно, мог бы побороться и за второе место, однако уже в четвертый раз скандальная надежность «Макларена» не дает ему проявить свой талант. Думается, что команда вполне заслужила третье и четвертое места, но уже в который раз подарила очки сопернику. Вторая идея, которую необходимо воплощать – это, естественно, повышение скорости. Если Норберт Хауг признает, что третье место (в основном за счет сходов Баррикелло и Р.Шумахера) – предел возможности команды, то это должно быть призывом к решительным действиям. Помнится, в конце прошлого сезона Рон Деннис намекал на какой-то суппер-мотор, который вот-вот должен построить «Мерседес». Но теперь даже и слухи прекратились. Или «суппер-мотор» уже стоит на МР4-17 и демонстрирует свою мощь? Тогда дело совсем плохо. И все же не верится, что «Макларен» - команда с богатым бюджетом, славной историей и новаторскими традициями – не способна построить машину на требуемом современной «Формулой-1» высоком уровне. Скорее всего, мы имеем дело с упадком инженерной мысли Уокинга, с недостатком внедрения новых технологий.  Однако настоящий болельщик отличается от банального «фаната» тем, что остается верен своей команде даже в самые тяжелые времена. Мы надеемся на каждую гонку, каким бы неблагоприятным не был бы прогноз. На быстром австрийском «А-1 Ринге» исход гонки, в первую очередь, будут решать мощь и эластичность моторов, а значит «Макларену» там почти ничего не светит. Но мы будем болеть за то, чтобы впервые в сезоне оба серебристых болида пересекли финишную черту.

29.04.2002. «Макларен-аналитики».

Сайт создан в системе uCoz