Победа!

Победа! 30 сентября 2001 года Мика Хаккинен выиграл свою предпоследнюю гонку в карьере на легендарном Инди. Восемь месяцев и восемь гран-при спустя Дэвид Култхард пришел к финишу первым в не менее легендарном Монако. Многие ли преданные болельщики «Макларена» верили в то, что в этом сезоне им будет суждено порадоваться хотя бы одной победе? Слишком уж слабо в сравнении с «Феррари» и «Уильямсами» выглядели «серебряные стрелы» на старте сезона, и все их чемпионские претензии разбивались либо о низкую надежность болидов, либо о недостаточную мощь моторов. Но в глубине души мы понимали: если «Макларену» удастся бороться за победу, то, скорее всего, это произойдет в Монако, где особенности трассы нивелируют технические преимущества автомобилей. К тому же в Монте-Карло на первый план выступает мастерство пилотов, и мы верили, что, несмотря на частое отсутствие вдохновения и воли к победе, Култхарду удастся на равных бороться с Шумахером, мечтавшим поделить с Аэртоном Сенной титул формульного короля Монако.

Если гонки «Формулы-1» сами по себе непредсказуемы, то самая непредсказуемая из них – гонка по узким улочкам Монте-Карло. Непосвященный в таинственную историю этой трассы может назвать ее скучной: обгонов почти нет и скорость низкая. Но увидев, как бешено крутят гонщики рулем в некоторых поворотах, как близко проскакивают колеса от стальных отбойников и как много здесь случается аварий – не зауважать Монако невозможно. А когда познакомишься с великой историей и традициями трассы, на которой гонки проходят аж с 1929 года, то не влюбиться в нее нельзя. Это гран-при – едва ли не единственное, связывающее воедино современную сверхкоммерциализированную «Ф-1» с романтикой начальных сезонов Первой «Формулы».  Хозяева трассы чувствуют и всячески подчеркивают это: неделей ранее здесь была проведена гонка старых болидов. Согласитесь, шестиколесный «Тиррелл», «Рено» с первым турбонаддувом и «Лотус-79» выглядели бы слишком неестественно на ультрасовременном «Сепанге», а здесь – они скользили по асфальту почти в родной стихии. В Монако сказка соседствует с былью, и каждое новое гран-при со временем обогатит сказочную историю.

Можно не сомневаться, что настроение «сейчас – или никогда!» владело не только болельщиками, но и всеми сотрудниками «Макларена». Им противостояла прекрасная форма и высоченная мотивация «Феррари»: для «красных» на карту была поставлена 150-я победа команды и шестой гран-при Монако Шумахера. Но уже свободные заезды в четверг напомнили, что Монте-Карло склонно все ставить с ног на голову: первые два времени остались за Трулли и Макнишем, а Култхард, хоть и закончил день третьим, но все же впереди своих основных соперников. Первая часть субботних заездов вроде бы вернула все на круги своя, и две верхних строчки стали «красными», но вторая часть вновь закончилась с «Рено» Трулли на первом месте. Култхард расположился вторым, почти на секунду перекрыв время Шумахера. А по результатам двух дней Кими и по двум его авариям можно было видеть, как тяжело он привыкает к уличной езде.

От квалификации мы ждали повторения прошлогоднего подвига Дэвида, хотя и понимали, что Шумахер приложит все силы для выигрыша поул-позиции. И, наверное, никто, вспоминая прошлогоднее невыразительное седьмое место на старте Монтойи, не отдал бы ему в мыслях первенства. Култхард выступил блестяще, трижды в течение часа устанавливая лучшее время. Видно было, что «Феррари» слишком понадеялась на силу Шумахера и не уделила должного внимания настройкам. И быть бы «Макларену» на поул-позиции, если бы не фантастический круг Монтойи на последних минутах. Полсекунды Шумахеру в Монако – это что-то невероятное! А ведь колумбийцу никогда не удавалось сильно выглядеть на медленных трассах. Однако вряд ли Дэвид был сильно расстроен: так высоко в этом сезоне в квалификации он еще не забирался. В прошлом году он стоял на поуле, но в итоге из-за заглохшего мотора оказался на последней линии. Теперь же он стоял рядом с поулом, а в итоге оказался лидером! Кими, несмотря на все трудности, также удалось совершить маленькое чудо и в третьей попытке из второго десятка вырваться на шестое место. Его под клетчатый флаг все же опередил Трулли, но результат итальянцу не засчитали.

Трудно припомнить, когда Дэвиду удавался столь замечательный старт. Монтойя явно зазевался, но чтобы протиснуться между ним и бортиком, требовалась большая смелость. И когда «Макларен» первым ворвался на набережной, стало ясно, что у Култхарда появился очень хороший шанс на победу. Он лидировал второй раз в сезоне, но на этот раз его позиция выглядела надежнее, чем в Австралии. «Феррари» и «Уильямс» были потенциально быстрее, но для обгона в Монако требуется совершить маленький подвиг. Шумахер вполне был бы на него способен, но на наше счастье его надежно закрыл Монтойя. Кими также удался неплохой старт: он сумел обойти справа Баррикелло, но слева пропустил героя свободных заездов Трулли, который, можно считать, восстановил разрушенную комиссарами гонки справедливость. Но ехать впереди разъяренного Баррикелло оказалось для Кими чрезвычайно опасным делом. 

На первых кругах Дэвиду удалось создать небольшой задел, но затем тройка преследователей стала штамповать лучшие круги и стало ясно, что Култхард медленнее своих преследователей. Напряжение чувствовалось в каждом движении серебристого болида: сколько ему удастся продержаться под жестким давлением Монтойи, чей передний спойлер в «Лёвсе» на считанные сантиметры приближался к задним колесам «Макларена»? Но время шло, Дэвид ехал безошибочно и, более того, опять стал по крупицам наращивать свой отрыв от колумбийца, которого отчаянно атаковал Шумахер. Кими также смог отбить стартовый наскок Баррикелло и следовал сразу за Трулли. Первый тревожный сигнал для «Макларена» прозвучал к 30-му кругу, когда из машины Култхарда стал время от времени показываться шлейф дыма. Сразу вспомнилось гран-при трехлетней давности, где Дэвид также «дымил» и в итоге быстро сошел, а также снова нарастала обида на слабую надежность автомобилей Уокинга. Но, как ни странно, никаких роковых последствий дымовая завеса за собой не повлекла; скорее, наоборот, она ввела в заблуждение преследователей, которые наверняка ожидали скорого схода шотландца. Благодаря этому, он сумел оторваться уже более чем на две секунды, а к сороковому кругу – на четыре! Гораздо опаснее выглядело положение Кими: его изо всех сил теснила «Феррари». Финн отбивался превосходно, но нервы у Баррикелло не выдержали, и на торможении перед «Нувелем» он въехал в заднее колесо «Макларена». Внешне этот маневр выглядел как чистое хулиганство, но смягчающим обстоятельством для бразильца можно считать невозможность обгонять в Монако. Он был явно быстрее, однако для опережения требовалось прыгнуть выше головы, что Рубенсу не удалось. Последствия аварии, правда, оказались тяжелее для Кими, которому заменили задний спойлер, но машина стала почти неуправляемой, и финна зазвали в боксы. Гран-при Монако завершилось для него шестым сходом подряд и – заметим – ни один из них не случился по вине самого Кими. Похоже, что финнам в «Макларене» ужасно не везет. Хотя один из трех невезучих финнов стал двукратным чемпионом мира… А Баррикелло, получивший новый носовой обтекатель и десятисекундный штраф, сумел сохранить седьмое место. Но не более того…

Пока механики «Макларена» пытались отреставрировать побитый болид Райкконена, в боксах появился Шумахер. Оказалось, что его «Феррари» была изначально легче автомобиля Култхарда, но особых преимуществ это немцу не дало. Тем временем сошел Монтойя: мотор «БМВ», смотревшийся надежно на быстрых трассах, не выдержал среднего темпа Монако. Теперь Дэвида от Ральфа отделяло 15 секунд, но обувшийся в новый «Бриджстоун» Михаэль показывал чудеса скорости. Он шел значительно быстрее «Макларена», и Уокингу просто необходим был срочный пит-стоп. Но Култхард преодолевал круг за кругом, а на дозаправку его почему-то никак не звали. С каждым новым кругом Дэвид упускал победу, а Рон Деннис никак не решался поступиться планом на гонку! Но все же здравый смысл взял верх над нездравым расчетом, и Култхарда успели обслужить в боксах. Он вылетел на трассу за несколько секунд до «Феррари», но немец в два счета его достал. Наступала кульминация гонки: к сорока кругам обороны против Монтойи Дэвид был вынужден прибавить еще двадцать шесть против Шумахера! Но особо острой борьбы не получилось: Култхард, почувствовав приближение победы, шел безошибочно, а Шумахер, конечно же, не стал повторять безумства Баррикелло. Лишить «Макларен» победы могли только технические неполадки, но в тот день все в британской команде шло как по маслу.

Конец изнуряющей гонки выдался на славу. Трулли резко сдал, и его во всю атаковал Физикелла, Баррикелло мечтал заработать хотя бы очко, потеснив Френтцена, а Шумахер не отпускал Дэвида. Но Монако не позволило изменить порядок на последних кругах, и «Макларен» первым пересек финишную черту. Двенадцатую победу Култхарда можно называть неожиданной и сенсационной, но он ее заслужил больше других, не правда ли? И тем более, эта победа по выстраданности ни в какое сравнение не идет с тем «успехом», которого в прошлой гонке добился Шумахер. Однако немец, благодаря второму месту, еще более укрепил свою «пятикратность», доведя преимущество над «Уильямсами» до тридцати трех очков.

Перед стартом гран-при Монако казалось, что это будет гонка тонких математических расчетов и позиционной борьбы. Но мы ведь договорились: трасса изобилует сюрпризами, и она на этот раз подарила нам страстную борьбу, достойную королевских гонок. Считается, что здесь невозможно обгонять, но многие пилоты думали по другому. И пусть большинство попыток заканчивались авариями, но гонщики не желали мириться с тяжелыми условиями. Первый обгон совершил проваливший старт и получивший к тому же штраф Баттон: он чисто прошел Йонга. Затем Френтцен обошел Сало, а Сато как-то оказался впереди Физикеллы и потом прошел того же Сало. Но дальше обгоны заканчивались печально: Бернольди – Масса, Физикелла – Сато, Баррикелло – Райкконен, Баттон – Панис. Короче говоря, гонка скучной не была.

Не хочется верить, что успех «Макларена» случаен: 135-я победа должна вдохновить команду на новые подвиги. В прошлом обзоре мы писали, что настало время строить новую эру в истории Уокинга, и прекрасная победа Култхарда может стать отправной точкой для обновления. Но как бы ни складывался дальше сезон, навсегда в историю «Формулы-1» войдет запись, что в крайне неудачном для британской команды 2002 году самый престижный гран-при остался за ней. Возможно, через две недели в Канаде мы снова с досадой увидим, как «Макларен» проигрывает по две секунды на круге «Феррари» и по полторы «Уильямсам». Но это будет еще не скоро, а пока от всего сердца поздравляем всех болельщиков «Макларена» с долгожданной победой!

27.05.2002. «Макларен-аналитики».

Сайт создан в системе uCoz