Канадский рок. Добрый и злой.

Восьмая гонка сезона в канадском Монреале, похоже, окночательно решила судьбу чемпионского титула этого года. Теперь Шумахеру может помешать лишь руководство ФИА, намеренное отдать Баррикелло заслуженное гран-при Австрии. Но в такое развитие чемпионата верится с трудом. Вместе с тем, гонка в Канаде обозначила долгожданный выход из кризиса «Макларена»; по крайней мере, так хочется думать. В прошлом выпуске, радуясь победе Култхарда в Монако, мы грустно пророчили, что через две недели «серебряный стрелы» вновь будут отставать от «Феррари» и «Уильямсов» по полторы секунды на круге. Но этого не случилось: они, конечно, отставали, но не так сильно, не так безнадежно: отставали, но боролись и добились прекрасного результата.  

Каждая трасса, без которой уже невозможно представить календарь «Формулы-1», имеет свои отличительные черты. Сначала, в первые годы проведения гонок, они едва заметны, но со временем они становятся очевидными, и без них трассу представить больше невозможно. Монца – это скорость и смелость, Монако - ювелирное вождение, Спа – непредсказуемая погода, Сильверстонун – вдохновение британских пилотов, Сузука – трасса упорных характеров. Интересно посмотреть, какой ориол обретут со временем молодые Сепанг, Альберт-парк, А-1? Что касается Канады, то у этой гонки также есть свой особый почерк: она обязательно подарит какой-нибудь сюрприз. Чего стоит, например, Найджел Менселл в 1991 г., сошедший на финишной прямой и потерявший победу, или ставшая легендой «стена чемпионов» 1998 г.? Были сюрпризы и поменьше, бывало и так, что ничего сногсшибательного не происходило, но то, что все-таки случалось, навсегда сохранила за Монреалем устойчивую репутацию. И теперь даже отсутствие сюрпризов также истоковывается как сенсация. Прошлый сезон также без них не обошелся: Ральф опередил Михаэля и притом с огромным преимуществом. Для «Макларена» тогда все закончилось двумя очень неприятными сюрпризами: восьмым местом в квалификации Мики и взрывом мотора у Култхарда.

В этом году первый сюрприз касался самой трассы: ее перестроили, посчитав, что «чемпионская стена» слишком опасна (даром что легенда?), а шпилька «Казино» слишком длинная. Гонка от этого не стала скучнее, но как-то грустно теперь без «стены чемпионов»… Зная, что уже ускоренными темпами уродуют Хоккенхайм, можно проследить определенную тенденцию к лишению трасс их неповторимой ауры. Второй неожиданностью стал лучший результат Култхарда на второй пятничной сессии. И на всех других тренировочных заездах было видно, что «Макларен» не растерял боевого духа после Монте-Карло: его болиды стабильно входили в первую шестерку. На этом фоне квалификационные результаты казались достаточно слабыми: Кими хоть и завоевал пятую позицию, но проиграл более секунды, а Дэвид вообще оказался восьмым, уступив уже полторы с лишним секунды. Обиднее всего было то, что он пропустил вперед и Хайдфельда, и Физикеллу, которые на свободных заездах не блистали. Однако в прошлом сезоне Мике с восьмого места удалось выйти в итоге на третье, и мы надеялись, что Култхард может показать не меньшее рвение.

Старт Уокингу удался на славу: Кими решительно ввязался в борьбу с Ральфом, продержался с ним на праллельных курсах в первом повороте, а на выходе из второго – обогнал! У лидеров события развивались еще более напряженно: Монтойя с поул-позиции сумел оставить позади Шумахера, но того в свою очередь обогнал Баррикелло, а затем на прямой бразилец сумел пройти и реактивного колумбийца. Стало ясно, что «Феррари» зарядило Рубенса на прорыв, и он отправился создавать себе задел на два пит-стопа. Однако Монтойя, как выяснилось, шел тоже на две остановки и не желал уступать много. Но схватки между лидерами затмили прорыв Култхарда, который вышел на шестое место. Четвертая и шестая позиции «Макларена» на первых кругах стали хорошим заделом, но никто не знал, сколько Кими сможет продержаться против более быстрого Ральфа. Казалось, что немец вот-вот его пройдет, но время шло, а Райкконен оборонялся превосходно. Вскоре эту борьбу вместе с прорывом Баррикелло остановили комиссары гонки, выведя на трассу пейс-кар. Трудно сказать, что ими руководило: автомобиль Вильнева стоял не так опасно, чтобы не смочь его эвакуировать. Возможно, это было сделано для того, чтобы зрители могли почетнее проводить в боксы их обожаемого канадца, а может быть, глядя на отрыв Баррикелло, они испугались повторения австрийской истории: вдруг опять бразилец пропустит Шумахера на последней прямой? Тогда придется долго ругаться и спускать историю на тормозах…

Но был один и положительный момент пейс-кара: благодаря ему Монтойя совершил фантастический обгон, маневр, благодаря которым еще жив дух «Формулы-1». «Уильямс» быстро сообразил дозаправить колумбийца, и тот выехал перед Култхардом. Кими и Ральф, наблюдая друг за другом, явно зевнули рестарт, и Монтойя приклеился сзади, явно намереваясь атаковать напарника. На прямой Ральф бросился обходить Кими, явно не ожидая, что Монтойя решится на двойной обгон. Но тот в свою очередь поравнялся с ними: три машины какую-то долю секунды шли, выстроившись в ряд. Казалось, что колумбиец имеет наименьшие шансы войти в поворот первым, но то ли из-за свежей резины, то ли за счет более крепких нервов и позднего торможения, ему это удалось! Кими сумел отбить атаки Ральфа и делал это еще 25 кругов пока немец не заехал в боксы. Интересно, что после урока высшего пилотажа Монтойи положение «Макларена» стало только улучшаться. Минула треть гонки: Баррикелло заехал на пит-стоп и выехал позади Култхарда, а с колумбийским гоньщиком, потрясшим всех своей решимостью, творилось что-то непонятное: он стал резко сдавать, проигрывая Шумахеру почти по секунде, а сзади его догонял Кими. Стало ясно, что оба «Макларена» идут на один пит-стоп, а значит была реальная возможность заехать на второе место, ибо и Рубенсу, и Монтойе, и Ральфу оставалась также одна остановка. Следовало только четко сработать на дозаправке и молиться, чтобы опять не подвела техника. Но тут в боксы отправился «красный Шум», и Монтойя, понимая, что упускает последний шанс на победу, снова резко добавил, начиная отыгрывать у «Феррари». Ральф скоро выключился из борьбы, простояв долго на пит-стопе. Теперь все зависело от работы в боксах механиков «Макларена». Кими заправили превосходно, через три круга остановился Дэвид – чуть дольше, но Култхард в итоге выехал раньше Райкконена. Был ли это приказ из боксов, или просто стремительный бросок Дэвида на предзаправочных кругах – трудно сказать. Однако факт, что после пит-стопа автомобиль Кими пошел медленнее. Монтойя, к сожалению, успел создать приличный задел и после остановки в боксах сумел опередить болиды Уокинга. Баррикелло же после второго пит-стопа уступил Култхарду, но опередил Кими. Пара «Макларенов» оказалась разбитой, но третье и пятое места смотрелись очень привлекательно. При этом не было катастрофических отрывов от соперников: считанные секунды отделяли Дэвида от «Уильямса» Монтойи. А затем Канада выдала свой фирменный сюрприз: у колумбийца вторую гонку подряд взорвался двигатель, а на финишном круге такая же участь постигла Ральфа, отчаянно боровшегося за шестое место. Последние десять кругов стали для «Макларена» тяжелым испытанием: Баррикелло изо всех сил боролся за «феррарийный» дубль, но в кои-то веки Култхард сумел дать достойный отпор красному автомобилю. Более того, он стремительно догонял Шумахера, который, правда, никуда уже не спешил. Клечатый флаг подвел итог этой очень интересной гонки: «Макларен» завоевал второй подиум подряд, а Кими Райкконен после серии из шести сходов все-таки смог финишировать четвертым. Отметим, что злой рок Канады, подействовав на моторы, погубил амбиции обоих «Уильямсов, и, подействовав на «пейскарщиков», испортил всю игру Баррикелло. А Кими, напротив, в Монреале сумел преодолеть безжалостный рок и повернуть его к себе благосклонным ликом. Третий раз подряд на пятое место заехал Физикелла, а способностей «Рено» на этой трассе хватило лишь на одно очко Трулли.

Скажем без преувеличения: две последних гонки «Макларен» провел превосходно. Смелые болельщики уже стали поглядывать в таблицу и считать очки (раньше этого делать не хотелось): Култхард лишь на один пункт отстает от делящих второе-третье места пилотов «Уильямса», а в Кубке Конструкторов команде удалось на время отбить претензии на третью позицию «Рено» (33:12) и чуть приблизиться к «Уильямсу», кстати, на тот же самый двадцать один балл (33:54). Но если ФИА действительно дисквалифицирует «Феррари» за Австрию и отдаст дубль «Уильямсу», то считать очки опять станет неинтересно.

И все же не дает покоя вопрос: эти успехи «Макларена» случайны или закономерны? В них, бесспорно, есть элемент случайности: «Уильямс» терпел неудачи. Однако есть и элемент закономерности. Команада проводила огромную работу на тестах, и она в итоге не могла не дать положительных результатов. В последней гонке на высоте оказалась надежность болидов, даже несмотря на то, что им пришлось работать с предельной нагрузкой, почти постоянно отражая атаки противника. Если удастся сохранить такую надежность, то призовые очки команде обеспечены в каждой гонке, а подиумы – через раз. Есть и еще одна обнадеживающая новость: после гонки Уокинг объявил, что занялся серьезной доработкой болида. Планируется изменить заднюю подвеску и коробку передач. Однако без нового, более мощного двигателя «Макларену» за «Феррари» не угнаться. Третий фактор, позволяющий надеяться на скорый прогресс, следует назвать очень хорошую форму, которую удалось набрать Култхарду. Он постепенно привыкает к роли лидера команды, и у него появляется настоящий гонщицкий азарт, отсутствием которого он страдал несколько гонок назад. Для душевного равновесия Дэвида всегда требовалась его твердая вера в надежность автомобиля. И если ему команда даст достойную технику, то он вполне сможет претендовать еще на одну или две победы в сезоне.

На Нюрнбургринге «Макларену» предстоит бороться за то, чтобы развить свой успех. Во многом судьба команды на гран-при Европы будет зависеть от решимости инженеров испытать свои новинки. Согласитесь, что следующей гонки мы уже ждем не с таким безнадежным настроением как раньше, мы уже начинаем прикидывать шансы команды на победу. Хочется надеяться, что такое же настроение у нас сохраниться и после 23 июня.

10.06.2002. «Макларен»-аналитики.

Сайт создан в системе uCoz