Ностальгия по-австрийски.
Падение «Макларена»
продолжается, и продолжается оно на фоне
падения всей «Формулы-1». Это еще раз
подтвердил минувший гран-при Австрии, на
котором случилось несколько характерных
для современных «королевских гонок»
эпизодов. Позорная (иначе не назовешь)
победа Шумахера и возмутительно-неспортивное
поведение «Феррари» всколыхнули
околоформульный мир. Даже поклонники «красных»
пребывают в ярости: Рубенс по всем статьям
обыграл своего венценосного партнера, но по
решению команды вынужден был отдать ему
первенство на последнем метре дистанции.
Можно возразить, что все произошедшее –
внутреннее дело команды, и стратегический
расчет – превыше всего. Именно так и
оправдывался Жан Тодт после гонки: мы мол
уже дважды теряли титул на последних этапах,
и лишние четыре очка не помешают Шумахеру…
Но кто в это поверит? «Феррари» имеет такое
преимущество над остальными, что вопрос о
чемпионстве практически снят. Даже второе
место Шумахера в Шпильберге еще более
укрепляло бы его позиции и, казалось,
команда должна была заботиться о том, чтобы
подтянуть ближе к второму месту Баррикелло.
Однако бразилец, видимо, играет там роль
пилота бесполезной машины, которая выходит
на старт только в угоду правилам… Сам
Шумахер ханжески пытается все свалить на
руководство и делает вид, что не согласен с
их решением. Он даже главный приз соратнику
подарил, якобы в признании его заслуг. Но,
можно не сомневаться, что феррарийную
иерархию первого и второго номеров команды
никто не отменял, а значит Шумахер все знал
заранее. Скорее всего, дополнительным
мотивом к «подарку от Рубенса» стало
настойчивое стремление «Феррари» к «обожествлению»
своего лидера. Все у него есть, все он
выиграл, а гран-при Австрии нет: надо дать.
Через две недели он в шестой раз победит в
Монако и сравняется с Сенной, затем станет
пятикратным чемпионом, затем превзойдет
того же Сенну по числу поулов… Все
расписано на пару лет вперед. А мы
удивляемся, почему нам «Формулу»
показывают во втором часу ночи…
Мы начали с
обсуждения «Феррари», поскольку говорить о
«Макларене» - лишний раз расстраиваться. В
который раз приходится обращаться к
прошлому сезону, ибо, если будущее не радует,
то хоть прошлое согревает. И ностальгия по-австрийски
захлестнула всех болельщиков «Макларена»…
Помните Шпильберг-2001? Тогда команда
проявила твердую волю к победе, и Култхард
выиграл, хотя все по ходу уик-энда
оборачивалось против Рона Денниса с
соратниками. В квалификации оба болида
стояли на четвертом ряду, но Мика не смог
двинуться со старта и Дэвид остался один. К
первой третьи гонки он шел за обеими «Феррари»,
двумя «Уильямсами» и даже… за «Эрроузом»
Ферстаппена. Но сход Ральфа, столкновение
Монтойи и Шумахера и прекрасная тактика
позволили ему выиграть. Уже тогда «Макларен»
находился явно на спаде, но ему еще хватало
сил на редкие подвиги. Прошел год, некоторые
команды немного прибавили в скорости и
надежности, другие – потеряли. И только «Макларен»
откровенно провалился если не в бездну, то в
глубокую яму. Но почему? Думаю, что на
краткий вопрос нет краткого ответа. Мало
кто в межсезонье работал на тестах столько
же, как Уокинг, однако никто так резко не
деградировал на трассе. Вот и перед
Шпильбергом «Макларен» продолжал усиленно
тестироваться в Валенсии, причем Култхард
установил новый рекорд трека. Но как дело
доходит до гонки, так рекорды начинают
ставить «Уильямсы» и «Феррари», а «серебряные
стрелы» здесь как бы ни причем.
Квалификацию
«Макларен» закончил чуть лучше, чем в
прошлом году: на этот раз у них были 6-я и 8-я
позиции. Только тогда надежд на успешное
выступление было значительно больше, чем
сейчас. Правда, схватка за поул-позицию не
выглядела совсем безнадежно: если
сам «красный» Шумахер проигрывает шесть
десятых лучшему результату Баррикелло, а
Монтойя – более секунды, то 36 тысячных
отставания Кими от колумбийца можно в
некотором смысле назвать успехом. Однако
между ними удалось вклиниться Хайдфельду, а
Култхарда на десятую смог опередить даже
Масса. Интересно, а что Норберт Хауг думает
по поводу того, что прошлогодний мотор «Феррари»
оказывается быстрее «новогоднего» «Мерседеса»?
На старте Кими
едва не удался феноменальный маневр. Он был
близок к тому, чтобы вслед за Хайдфельдом
пройти оба «Уильямса», но не удержал болид в
повороте и зацепил обочину. В итоге Дэвид
оставил его позади, но все же одну позицию
автомобили-«Вест» выиграли. Они шли,
подгоняя друг друга, но уже на шестом круге
у Кими сгорел мотор. Думал ли финн, радуясь
переходу в «Макларен», что ему придется
испытать пять технических сходов подряд? Не
жалеет ли он о прошлогоднем «Феррари»?
Мотористы «Мерседеса» толкового
объяснения случившемуся не дали: «Сам
почему-то взорвался… Мы ничего плохого не
делали!» По ходу гонки мы видели взрывы и «Хонды»,
и «Рено», и «Азиатека», но показательно, что
«Мерседес» отказал первым. Как и год назад,
Култхард остался один и опять на шестом
месте. Но теперь пути к победе не
просматривалось: две «Феррари» уже
догоняли его на круг, позади от «красных» на
полминуты шла пара «Уильямсов», впереди
Дэвида уверенно продолжал путь Хайдфельд, а
позади атаковал «БАР» Жака Вильнева. Мы уже
видели в этом сезоне, как «Макларен»
уступал лидерам на круге одну, полторы и
даже две секунды. Но то, что происходило на А-1,
походило больше на кошмарный сон. На 6-м
круге Дэвид проигрывал 20,2 сек., на 11-м – 36
сек., на 16-м – 50 сек. Три с лишним секунды на
каждых 4,3 км! А имело ли смысл, в таком случае,
вообще приезжать на гран-при Австрии?
Оптимист скажет, что «Феррари» были легче:
они шли на два пит-стопа, а Култхард – на
один. Но это свидетельствует еще и о
тактическом кризисе Уокинга. А почему было
не «зарядить» машину на прорыв, на два пит-стопа
и не попытаться таким образом «зацепить» «Уильямсы»?
Тем более обстановка этому способствовала:
один пит-стоп был бы погашен пейс-каром…
Именно тактика с двумя остановками
оказалась победной для «Феррари»;
прекрасно с ней ехал (а казалось – летел!)
Жак Вильнев. Но «Макларен» остался верен
легко предсказуемому шаблону: дозаправка
где-то на середине дистанции. Кажется, в «серебряном»
паддоке просто боятся сделать лишний пит-стоп…
После первой
третьи гонки вся борьба практически была
закончена. Но вмешался сначала мотор «Хонда»,
отказавший на «БАРе» Паниса, а затем и
комиссары гран-при. Им хватило
незначительного повода, чтобы вернуть
гонке интерес. «БАР» на самом деле стоял
достаточно опасно, но его положение никак
не могло поспорить с опасностью, которую
добавило гонке начальство «Ф-1». Пейс-кар, к
огорчению «ферраристов», съел все отрывы, а
Ральф еще успел опередить задержавшегося
на пит-стопе Михаэля. «Мерседес» тащил за
собой жутковатую колонну, где лидеры
перемешались с круговыми. Было очевидно,
что при первой возможности пилоты вступят в
схватку за позиции, пытаясь при этом пройти
круговых. Так и произошло, и первым, кто
попытался схватить судьбу за хвост, стал
Култхард. Он поравнялся с Хайдфельдом и в
тот же миг, «Заубер» немца раскрутило на
асфальте. Автомобиль бортом вперед
пролетел обочину, затем ближайший поворот и
врезался в борт кругового Сато; Монтойю от
судьбы японца спасли считанные сантиметры…
Глядя на спасательную операцию,
совершаемую у разбитого «Джордана», в
голову приходили невеселые мысли о том, что
никогда в «Формуле-1» безопасность не
удастся довести до 100%. Никто не застрахован,
например, от столкновений после
неоправданных стартов «с ходу»…
Начавшись
достаточно скучно, гонка постепенно стала
приобретать едва ли не трагические оттенки.
Только незадолго до финиша стало ясно, что с
Сато все в порядке. И, как это часто бывает в
жизни, драма в итоге превратилась в комедию
(это я о «героическом» финишном броске
Шумахера). Кстати, кругов за пять до финиша
можно было делать ставки: «пропустит – не
пропустит». В этой истории понять можно
всех, кроме Баррикелло: неужели двухлетний
контракт без шансов на победу лучше, чем
заслуженное второе гран-при в карьере?
Трудно также понять и руководство «Уильямса»,
которое почему-то не стало делать пит-стопы
во время второго пейс-кара, упустив тем
самым последний шанс бороться за победу.
Хотя Монтойя все-таки показал характер,
пройдя Ральфа на дозаправках. Что же
касается «Макларена», то после пит-стопа он
больше не проигрывал по три секунды на
круге, но оказалось, что соперники поехали
еще быстрее. Сначала Култхарда запросто
прошел Вильнев, а затем сам Дэвид слишком
широко заехал на обочину в повороте и
пропустил Физикеллу. Канадцу еще
предстояла вторая остановка и взрыв мотора
на последнем круге, но с Физикеллой ни
Култхард, ни судьба ничего поделать не
смогли. Во второй половине гонке «Макларен»
смотрелся медленнее чем «Джордан», «БАР» и
«Рено». В пресс-релизе шотландец назвал
гран-при «интересным», а Рон Деннис признал,
что команда технически не может
претендовать на что либо лучшее. чем пятое
место. Это, согласитесь, совсем «не
интересно».
Единственным
светлым итогом Австрии (если это утешит
кого-то из болельщиков британской команды)
можно считать тот факт, что команда в борьбе
за третье место в Кубке конструкторов
оторвалась от преследователей еще на одно
очко. Но все остальное иначе как полным
провалом назвать нельзя. Очевидно, что «Маларен»
топит недопустимо слабый мотор «Мерседес».
И никаких конкретных обещаний нового
шедевра от родителей «пятисотых» и «шестисотых»
не слышно. Если Рон Деннис не кривит душой, и
в Уокинге действительно не забыли пути к
победе, то серьезный разговор о
перспективах дальнейшего сотрудничества с
«Мерседесом» - не за горами. Может быть в
Монако, где мощь моторов в некоторой
степени нивелирована особенностями
медленной трассы, «Макларен» будет иметь
шанс на подиум. Но на быстрых трассах даже
пятые-шестые места находятся под большим
вопросом. Особенно, если учесть, что мотор «Мерседес»
не только слабый, но и ненадежный. Для
выхода из тяжелого кризиса Уокингу
необходимы решительные и нестандартные
действия. Но хватит ли у руководства «Макларена»
воли, чтобы осознать: победная эпоха конца
девяностых безвозвратно ушла. Надо
начинать строить команду заново…
13.05.2002.
«Макларен»-аналитики.