Ностальгия по-австрийски.

Падение «Макларена» продолжается, и продолжается оно на фоне падения всей «Формулы-1». Это еще раз подтвердил минувший гран-при Австрии, на котором случилось несколько характерных для современных «королевских гонок» эпизодов. Позорная (иначе не назовешь) победа Шумахера и возмутительно-неспортивное поведение «Феррари» всколыхнули околоформульный мир. Даже поклонники «красных» пребывают в ярости: Рубенс по всем статьям обыграл своего венценосного партнера, но по решению команды вынужден был отдать ему первенство на последнем метре дистанции. Можно возразить, что все произошедшее – внутреннее дело команды, и стратегический расчет – превыше всего. Именно так и оправдывался Жан Тодт после гонки: мы мол уже дважды теряли титул на последних этапах, и лишние четыре очка не помешают Шумахеру… Но кто в это поверит? «Феррари» имеет такое преимущество над остальными, что вопрос о чемпионстве практически снят. Даже второе место Шумахера в Шпильберге еще более укрепляло бы его позиции и, казалось, команда должна была заботиться о том, чтобы подтянуть ближе к второму месту Баррикелло. Однако бразилец, видимо, играет там роль пилота бесполезной машины, которая выходит на старт только в угоду правилам… Сам Шумахер ханжески пытается все свалить на руководство и делает вид, что не согласен с их решением. Он даже главный приз соратнику подарил, якобы в признании его заслуг. Но, можно не сомневаться, что феррарийную иерархию первого и второго номеров команды никто не отменял, а значит Шумахер все знал заранее. Скорее всего, дополнительным мотивом к «подарку от Рубенса» стало настойчивое стремление «Феррари» к «обожествлению» своего лидера. Все у него есть, все он выиграл, а гран-при Австрии нет: надо дать. Через две недели он в шестой раз победит в Монако и сравняется с Сенной, затем станет пятикратным чемпионом, затем превзойдет того же Сенну по числу поулов… Все расписано на пару лет вперед. А мы удивляемся, почему нам «Формулу» показывают во втором часу ночи…

Мы начали с обсуждения «Феррари», поскольку говорить о «Макларене» - лишний раз расстраиваться. В который раз приходится обращаться к прошлому сезону, ибо, если будущее не радует, то хоть прошлое согревает. И ностальгия по-австрийски захлестнула всех болельщиков «Макларена»… Помните Шпильберг-2001? Тогда команда проявила твердую волю к победе, и Култхард выиграл, хотя все по ходу уик-энда оборачивалось против Рона Денниса с соратниками. В квалификации оба болида стояли на четвертом ряду, но Мика не смог двинуться со старта и Дэвид остался один. К первой третьи гонки он шел за обеими «Феррари», двумя «Уильямсами» и даже… за «Эрроузом» Ферстаппена. Но сход Ральфа, столкновение Монтойи и Шумахера и прекрасная тактика позволили ему выиграть. Уже тогда «Макларен» находился явно на спаде, но ему еще хватало сил на редкие подвиги. Прошел год, некоторые команды немного прибавили в скорости и надежности, другие – потеряли. И только «Макларен» откровенно провалился если не в бездну, то в глубокую яму. Но почему? Думаю, что на краткий вопрос нет краткого ответа. Мало кто в межсезонье работал на тестах столько же, как Уокинг, однако никто так резко не деградировал на трассе. Вот и перед Шпильбергом «Макларен» продолжал усиленно тестироваться в Валенсии, причем Култхард установил новый рекорд трека. Но как дело доходит до гонки, так рекорды начинают ставить «Уильямсы» и «Феррари», а «серебряные стрелы» здесь как бы ни причем.

Квалификацию «Макларен» закончил чуть лучше, чем в прошлом году: на этот раз у них были 6-я и 8-я позиции. Только тогда надежд на успешное выступление было значительно больше, чем сейчас. Правда, схватка за поул-позицию не выглядела совсем безнадежно:  если сам «красный» Шумахер проигрывает шесть десятых лучшему результату Баррикелло, а Монтойя – более секунды, то 36 тысячных отставания Кими от колумбийца можно в некотором смысле назвать успехом. Однако между ними удалось вклиниться Хайдфельду, а Култхарда на десятую смог опередить даже Масса. Интересно, а что Норберт Хауг думает по поводу того, что прошлогодний мотор «Феррари» оказывается быстрее «новогоднего» «Мерседеса»?

На старте Кими едва не удался феноменальный маневр. Он был близок к тому, чтобы вслед за Хайдфельдом пройти оба «Уильямса», но не удержал болид в повороте и зацепил обочину. В итоге Дэвид оставил его позади, но все же одну позицию автомобили-«Вест» выиграли. Они шли, подгоняя друг друга, но уже на шестом круге у Кими сгорел мотор. Думал ли финн, радуясь переходу в «Макларен», что ему придется испытать пять технических сходов подряд? Не жалеет ли он о прошлогоднем «Феррари»? Мотористы «Мерседеса» толкового объяснения случившемуся не дали: «Сам почему-то взорвался… Мы ничего плохого не делали!» По ходу гонки мы видели взрывы и «Хонды», и «Рено», и «Азиатека», но показательно, что «Мерседес» отказал первым. Как и год назад, Култхард остался один и опять на шестом месте. Но теперь пути к победе не просматривалось: две «Феррари» уже догоняли его на круг, позади от «красных» на полминуты шла пара «Уильямсов», впереди Дэвида уверенно продолжал путь Хайдфельд, а позади атаковал «БАР» Жака Вильнева. Мы уже видели в этом сезоне, как «Макларен» уступал лидерам на круге одну, полторы и даже две секунды. Но то, что происходило на А-1, походило больше на кошмарный сон. На 6-м круге Дэвид проигрывал 20,2 сек., на 11-м – 36 сек., на 16-м – 50 сек. Три с лишним секунды на каждых 4,3 км! А имело ли смысл, в таком случае, вообще приезжать на гран-при Австрии? Оптимист скажет, что «Феррари» были легче: они шли на два пит-стопа, а Култхард – на один. Но это свидетельствует еще и о тактическом кризисе Уокинга. А почему было не «зарядить» машину на прорыв, на два пит-стопа и не попытаться таким образом «зацепить» «Уильямсы»? Тем более обстановка этому способствовала: один пит-стоп был бы погашен пейс-каром… Именно тактика с двумя остановками оказалась победной для «Феррари»; прекрасно с ней ехал (а казалось – летел!) Жак Вильнев. Но «Макларен» остался верен легко предсказуемому шаблону: дозаправка где-то на середине дистанции. Кажется, в «серебряном» паддоке просто боятся сделать лишний пит-стоп…

После первой третьи гонки вся борьба практически была закончена. Но вмешался сначала мотор «Хонда», отказавший на «БАРе» Паниса, а затем и комиссары гран-при. Им хватило незначительного повода, чтобы вернуть гонке интерес. «БАР» на самом деле стоял достаточно опасно, но его положение никак не могло поспорить с опасностью, которую добавило гонке начальство «Ф-1». Пейс-кар, к огорчению «ферраристов», съел все отрывы, а Ральф еще успел опередить задержавшегося на пит-стопе Михаэля. «Мерседес» тащил за собой жутковатую колонну, где лидеры перемешались с круговыми. Было очевидно, что при первой возможности пилоты вступят в схватку за позиции, пытаясь при этом пройти круговых. Так и произошло, и первым, кто попытался схватить судьбу за хвост, стал Култхард. Он поравнялся с Хайдфельдом и в тот же миг, «Заубер» немца раскрутило на асфальте. Автомобиль бортом вперед пролетел обочину, затем ближайший поворот и врезался в борт кругового Сато; Монтойю от судьбы японца спасли считанные сантиметры… Глядя на спасательную операцию, совершаемую у разбитого «Джордана», в голову приходили невеселые мысли о том, что никогда в «Формуле-1» безопасность не удастся довести до 100%. Никто не застрахован, например, от столкновений после неоправданных стартов «с ходу»…

Начавшись достаточно скучно, гонка постепенно стала приобретать едва ли не трагические оттенки. Только незадолго до финиша стало ясно, что с Сато все в порядке. И, как это часто бывает в жизни, драма в итоге превратилась в комедию (это я о «героическом» финишном броске Шумахера). Кстати, кругов за пять до финиша можно было делать ставки: «пропустит – не пропустит». В этой истории понять можно всех, кроме Баррикелло: неужели двухлетний контракт без шансов на победу лучше, чем заслуженное второе гран-при в карьере? Трудно также понять и руководство «Уильямса», которое почему-то не стало делать пит-стопы во время второго пейс-кара, упустив тем самым последний шанс бороться за победу. Хотя Монтойя все-таки показал характер, пройдя Ральфа на дозаправках. Что же касается «Макларена», то после пит-стопа он больше не проигрывал по три секунды на круге, но оказалось, что соперники поехали еще быстрее. Сначала Култхарда запросто прошел Вильнев, а затем сам Дэвид слишком широко заехал на обочину в повороте и пропустил Физикеллу. Канадцу еще предстояла вторая остановка и взрыв мотора на последнем круге, но с Физикеллой ни Култхард, ни судьба ничего поделать не смогли. Во второй половине гонке «Макларен» смотрелся медленнее чем «Джордан», «БАР» и «Рено». В пресс-релизе шотландец назвал гран-при «интересным», а Рон Деннис признал, что команда технически не может претендовать на что либо лучшее. чем пятое место. Это, согласитесь, совсем «не интересно».

Единственным светлым итогом Австрии (если это утешит кого-то из болельщиков британской команды) можно считать тот факт, что команда в борьбе за третье место в Кубке конструкторов оторвалась от преследователей еще на одно очко. Но все остальное иначе как полным провалом назвать нельзя. Очевидно, что «Маларен» топит недопустимо слабый мотор «Мерседес». И никаких конкретных обещаний нового шедевра от родителей «пятисотых» и «шестисотых» не слышно. Если Рон Деннис не кривит душой, и в Уокинге действительно не забыли пути к победе, то серьезный разговор о перспективах дальнейшего сотрудничества с «Мерседесом» - не за горами. Может быть в Монако, где мощь моторов в некоторой степени нивелирована особенностями медленной трассы, «Макларен» будет иметь шанс на подиум. Но на быстрых трассах даже пятые-шестые места находятся под большим вопросом. Особенно, если учесть, что мотор «Мерседес» не только слабый, но и ненадежный. Для выхода из тяжелого кризиса Уокингу необходимы решительные и нестандартные действия. Но хватит ли у руководства «Макларена» воли, чтобы осознать: победная эпоха конца девяностых безвозвратно ушла. Надо начинать строить команду заново…

 13.05.2002. «Макларен»-аналитики.  

Сайт создан в системе uCoz